ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5389/2021 от 16.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 февраля 2022 года

Дело №А26-5389/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,

при участии:

от заявителя: Галицкая Е.В. по доверенности от 01.06.2020;

от ответчика: не явился, извещен;

от3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38/2022) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2021 по делу № А26-5389/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис»

к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Невская недвижимость»

об оспаривании предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис» (далее – заявитель, Общество, ООО «ОнегоСтройСервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – ответчик, Комитет) о признании недействительным предписания от 21.05.2021 № ЛК 040/040/3477 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Невская недвижимость» (далее – ООО «Строительная компания «Невская недвижимость»).

Решением суда от 24.11.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.

Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание законным, обоснованным и соответствующим нормам жилищного законодательства, в то время как .продление срока действия договора управления от 01.08.2020 на один календарный год, до 31.12.2021 является нарушением норм действующего законодательства; кроме того, Обществом нарушен порядок установления размера платы за жилое помещение, при этом Общество должно содержать все общее имущество собственников помещений МКД, в том числе, системы лифтового и газового хозяйства, IP-домофонию, систему видеонаблюдения, а также работы по вывозу и уборке строительного мусора за размер платы, установленный в сумме 19,35 руб./кв.м. Также Комитет полагает, что вывоз крупногабаритных отходов должен осуществляться региональным оператором в рамках установленного норматива по обращению с ТКО в соответствии с утвержденным тарифом.

В судебном заседании представитель Общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.

Комитет и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитетом в целях проверки обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 2 корп. 1 по ул. Береговой в г. Петрозаводске (№2039-О от 23.03.2021, №2140-О от 26.03.2021), на основании распоряжения № ЛК 040/Р/1858 от 21.04.2021 в период с 22.04.2021 по 21.05.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО «ОнегоСтройСервис», в ходе которой выявлено, что собственникам помещений вышеназванного МКД в период с сентября 2020 года по 12 мая 2021 года дополнительно производилось начисление платы за содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб./кв.м., за содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб./кв.м., за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м., за вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м., в отсутствие принятого собственниками решения об оплате данных услуг, чем нарушены требования части 2 статьи 154, части 7 статьи 156 ЖК РФ.

Комитетом также установлено, что 13.08.2020 Застройщиком (ООО «СК «Невская недвижимость») получено разрешение на ввод многоквартирного дома № 2 корп. 1 по ул. Береговой в г. Петрозаводске в эксплуатацию № 10-RU10301000-165-2017. До заключения договора от 12.05.2021 с управляющей организацией и утверждения условий и тарифов собственниками помещений управление домом осуществлялось Обществом на основании договора управления, заключенного 01.08.2020 с застройщиком в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ.

Поскольку такой договор может быть заключен только на три месяца, установление иных сроков действия договора, по мнению Комитета, является нарушением пункта 3 части 5 статьи 162 ЖК РФ.

Указанные обстоятельства позволили Комитету придти к выводу о незаконности решения об установлении дополнительной платы за услуги, оказываемые собственникам помещений, которое может быть принято только общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, к компетенции которого отнесено принятия решения по таким вопросам.

Решение о выставлении платы за содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб./кв.м., за содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб./кв.м., за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м., за вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м. собственниками помещений МКД было принято 12.05.2021 (протокол общего собрания собственников помещений №1 от 12.05.2021г.).

Следовательно, как заключил Комитет, выставление платы в период с сентября 2020 года по 12 мая 2021 года за содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб./кв.м., за содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб./кв,м., за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м., за вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м. произведено управляющей компанией неправомерно.

Более того, региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Карелия является ООО «Автоспецтранс», обеспечивающее сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение ТКО. Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), части 6.2 статьи 162 ЖК РФ, вывоз крупногабаритных отходов до принятия собственниками помещений решения об утверждении дополнительной платы за данную услугу должен был осуществляться ООО «Автоспецтранс» в рамках установленного норматива по обращению с ТКО в соответствии с утвержденным тарифом, то есть в рамках платы по строке «Обращение с ТКО (вывоз мусора)».

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 21.05.2021 № ЛК 040/А/1858.

Установив указанные обстоятельства и оценив их в качестве допущенного нарушения Обществом Жилищного кодекса Российской Федерации, Комитетом вынесено оспариваемое предписание от 21.05.2021 № ЛК 040/040/3477, в соответствии с которым Обществу в течение 20 дней с момента его получения надлежит выполнить собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Береговая, д. 2 корп. 1 корректировку платы за содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб./ кв.м, за содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб./кв.м, за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м, за вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м в период с сентября 2020 года по 12 мая 2021 года путем исключения указанной платы.

Заявитель, не согласившись с вынесенным предписанием, оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

На основании части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В состав общего имущества жилого дома включается, в том числе, и внутридомовая инженерная система газоснабжения (абзац 3 пункта 5 Правил № 491).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Структура платы за коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ и в силу части 4 статьи 154 Кодекса включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее - КГО) твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (пункт 12 Правил № 1156).

С учетом вышеприведенных положений Правил № 1156, постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», которым утверждены правила определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Указанные Правила не исключают начисление дополнительной (отдельной) платы за вывоз КГО в виде строительного мусора. Доказательств, свидетельствующих о том, что в тарифы за вывоз отходов входила, в том числе стоимость оказания услуг за вывоз строительного мусора, Комитетом не представлено, указанные обстоятельства административным органом в ходе проверки не исследовались.

Согласно пункту 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень соответствующих услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

При этом в части 4 статьи 158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что в отношении МКД между застройщиком ООО «СК «Невская недвижимость» и ООО «ОнегоСтройСервис» на основании части 14 статьи 161 ЖК РФ был заключен договор управления от 01.08.2020, в редакции дополнительных соглашений от 01.09.2020 и 30.12.2020.

На основании указанного договора управления по заявлению Общества в реестр лицензий Республики Карелия внесены сведения об управлении Обществом МКД с 01.09.2020.

Срок действия договора установлен с 01.08.2020 по 31.12.2020 или до момента выбора способа управления на общем собрании собственников помещений указанного дома (т.1, л.д.45-47, 52, 54-57, 65, 133-135).

В приложении № 1 к договору управления от 01.08.2020 установлен размер платы за содержание помещения, в состав которого входит:

- содержание общего имущества и управление (в соответствии с минимальным перечнем) - 19,35 руб. с кв. м. плюс текущий ремонт - 0 руб.; содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб. с кв. м.; содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб. с кв.м.

Следовательно, тариф за содержание общего имущества составляет 29,15 руб. = 19,35 + 5, 80 + 4,00 (без учета затрат на ip-домофонию, систему видеонаблюдения, вывоз строительного мусора).

Указанным приложением №1 к договору управления от 01.08.2020 установлен размер платы за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения по договору со специализированой организацией, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м, вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м.

Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Исходя из пункта 3 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в случае заключения договора управления многоквартирным домом в порядке части 14 статьи 161 ЖК РФ, срок такого договора составляет не более 3 месяцев.

В силу положений части 6 статьи 162 Жилищного кодекса РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Из системного толкования положений частей 13, 14 статьи 161, части 6 статьи 162 Жилищного кодекса РФ судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что участники такого договора вправе продлевать действие договора на тот же срок и на тех же условиях до тех пор, пока органы местного самоуправления не проведут отбор управляющей организации в порядке части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ или управляющая организация не будет определена решением общего собрания собственников, на котором будет выбран способ управления данным многоквартирным домом в порядке частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

В данном случае, собственниками помещений МКД было принято решение 12.05.2021 (протокол общего собрания собственников помещений №1 от 12.05.2021), согласно которому выбран способ управления МКД - управляющая организация; выбрана управляющая организация - ООО «ОнегоСтройСервис»; принято о решение о выставлении платы за содержание лифтового хозяйства в размере 5,80 руб./кв.м., за содержание газового хозяйства в размере 4,00 руб./кв.м., за обслуживание IP-домофонии в размере 50 руб. с жилого помещения, за обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0,68 руб./кв.м., за вывоз строительного мусора в размере 3,00 руб./кв.м. При этом размер платы остался неизменным (т.1, л.д.58-61), а перечисленные услуги оказывались собственникам на основании заключенных договоров.

Таким образом, оценив характер взаимоотношений участников договора управления многоквартирным домом, заключенного на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, суд первой инстанции правомерно признал договор от 01.08.2020 между застройщиком и ООО «ОнегоСтройСервис» соответствующим требованиям действующего законодательства, а начисление платы по вышеперечисленным услугам за период с 01.08.2020 по 12.05.2021 правомерным исходя из фактически представленного объема услуг.

В данном случае доказательства того, что начисленная плата по всем вышеперечисленным статьям не основана на действительном потреблении услуг, Комитетом не представлены.

При указанных обстоятельствах заявление Общества правомерно удовлетворено судом первой инстанции, а оспариваемое предписание признано не соответствующим нормам жилищного законодательства.

В данном случае доводы Комитета, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 ноября 2021 года по делу № А26-5389/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Г.В. Лебедев

Н.И. Протас