АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года | Дело № | А26-5650/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО1 (доверенность от 05.12.2022), от федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства» ФИО2 (доверенность от 15.02.2023), рассмотрев 20.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу № А26-5650/2022, установил: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства», адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), об обязании выполнить работы по лесовосстановлению на площади 80,22 гектаров в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «ВАД», адрес: 160019, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество). Решением суда первой инстанции от 02.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2023, в иске отказано. В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что земли лесного фонда были переданы в пользование Учреждению на основании приказа Министерства от 17.08.2017 № 1461, перевод земель лесного фонда в земли иной категории произведен в интересах ответчика, в связи с чем у него возникла обязанность по компенсационному лесовосстановлению. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что на Учреждение не распространяются изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее – Закон № 212-ФЗ), поскольку в данном случае речь идет не о рубке леса, а о переводе земель лесного фонда в нелесные. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Учреждения возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Определением заместителя председателя суда от 20.11.2023 в соответствии со статьей 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судьи Савицкой И.Г. произведена его замена на судью Алешкевича О.А. После чего в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Министерства от 17.08.2017 № 1461 Учреждению предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки общей площадью 80,22 га (802 153 кв.м), с кадастровыми номерами: 10:00:0000000:430, 10:00:0000000:5364, 10:00:0000000:5365, 10:12:0022203:559, 10:12:0022203:600, 10:12:0022203:601, 10:12:0022203:602, 10:12:0022203:603, 10:12:0031002:684, 10:12:0051301:2451, 10:12:0051301:2452, 10:12:0051301:2453, 10:12:0051301:2454, 10:12:0051301:2455, 10:12:0051301:2456, 10:12:0051301:2457, 10:12:0051301:2462, 10:12:0022204:1677, расположенные в кварталах № 64, 67, 68, 69, 76, 77, 85, 95, 106, 107, 108 (части кварталов) Ихальского лесничества (по лесоустройству) Ихальского участкового лесничества и в кварталах № 85, 86, 87 (части кварталов) Яккимского лесничества (по лесоустройству) Яккимского участкового лесничества Лахденпохского лесничества. Участки предоставлены в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (автодорога А-121 «Сортавала Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке строительства км 197-км 215). В обоснование исковых требований Министерство указало, что 2020 году указанные участки переведены из земель лесного фонда в земли иной категории. Министерство направило в адрес Учреждения письмо от 15.04.2021 № 679, в котором указало на необходимость проведения компенсационного лесовосстановления, а в последующем направило в адрес ответчика требование от 14.04.2022 № 3 об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: о выполнении в срок до 01.07.2022 компенсационного лесовосстановления на площади 80,22 га. Поскольку в добровольном порядке указанные требования ответчиком исполнены не были, истец обратился в арбитражный суд. Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. Суды первой и апелляционной инстанций, применив положения статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом № 212-ФЗ (до 01.01.2019), ранее действовавших Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 16.07.2007 № 183, Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 № 375, посчитали, что настоящий случай не применим к исполнению обязанности по лесовосстановлению, поскольку таковая распространялась на лесные участки, предоставленные в аренду только для заготовки древесины (что, по мнению судов, не относится к настоящей ситуации), а рубка леса произведена до 01.01.2019, в проекте освоения лесов лесовосстановление не предусмотрено. Суды посчитали, что правоотношения между сторонами возникли и рубка леса завершена до вступления в силу Закона № 212-ФЗ, которым ЛК РФ дополнен статьей 63.1 ЛК РФ, в связи с чем положения данной нормы в рассматриваемом случае применению не подлежат. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов. В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса. Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты). В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя в том числе лесовосстановление. Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (статья 62 ЛК РФ). Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора. Законом № 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, а также внесены изменения в отдельные его статьи. Так, согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее – Закон № 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ. В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда. Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона № 212-ФЗ, так и в редакции Закона № 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования. При этом в настоящем случае перевод земель не осуществлялся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Суды в целях всестороннего, объективного рассмотрения спора не учли, что Министерство обосновывало свои требования не частью 1, а частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 были утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила № 566). По смыслу указанных норм ЛК РФ и Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 № 307-ЭС22-5959). Правила № 566, как и статья 63.1 ЛК РФ, различают основания и 1) лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; 2) лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка. Аналогично согласно пункту 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе: лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов. Согласно пункту 11 Правил № 566 лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. В письме-требовании Министерства (Лахденпохского центрального лесничества) от 15.04.2021 исх. № 679 указано на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка - 29.10.2020. В письме от 20.05.2021 исх. № И-2182 Учреждение указало, что вырубка леса произведена в 2017 году подрядной организацией на основании соответствующих договоров с Министерством, а изменение категории участков осуществлено в силу положений статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Выше отмечено, что отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Это следует и из последней редакции части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в которой говорится о лицах, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий. То, что спорные участки в соответствии с данными Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019 (дату вступления в силу изменений, внесенных Законом № 212-ФЗ) уже относились к нелесным землям, не отрицает предшествующий свод (рубку) леса в интересах Учреждения. Кроме того, Министерство ссылалось, что согласно представленному в дело договору аренды лесного участка от 20.10.2017 № 8-зк с подрядчиком строительства линейного объекта (Обществом) лесной участок площадью 35,38 га предоставлен для заготовки древесины (пункт 4), а подпунктом «м» пункта 12 договора на арендатора возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов. Указанные выше существенные обстоятельства оставлены судами без внимания, исследования и оценки, судами, в частности, документально не установлены основания, дата внесения изменений в категорию участка, соблюдение обязанности лесовосстановления для такого случая. Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. Нарушение или неправильное применение норм материального права означает, что судебные инстанции в ходе предшествующего разбирательства дела сделали неправильный вывод о правоотношениях сторон, дали неправильную юридическую квалификацию спорных отношений и обстоятельств дела, неправильно определили закон, подлежащий применению, или неправильно его истолковали. В силу указанного судом допущено неправильное применение норм материального права, выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу. В связи с указанным обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, полно и всесторонне исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства, в случае удовлетворения заявленных требований определить законодательно приемлемый срок исполнения обязанности. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу № А26-5650/2022 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | О.А. Алешкевич Л.Б. Мунтян | |||