ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 января 2024 года
Дело №А26-5901/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-37891/2023, 13АП-41590/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия и ФИО3 на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 сентября 2023 года и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 октября 2023 года по делу № А26-5901/2023 , принятое
по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-е лицо: ФИО3
о признании незаконным и отмене постановления и представления,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее - заявитель, Общество, ПАО «Россети Северо-Запад») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Карелия (далее - Управление, административный орган) от 16.05.2023 № 010/04/9.21-824/2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 010/04/9.21-824/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3 (далее - заявитель, ФИО3).
Решением суда от 28.09.2023 заявление Общества удовлетворено, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Карелия от 16.05.2023 о наложении штрафа по делу № 010/04/9.21-824/2022 об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Дополнительным решением суда от 20.10.2023 оспариваемое представление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенными решениями, Управлением и ФИО3 поданы апелляционные жалобы, в которых они просят отменить решения суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Управление указывает, что неоднократное разделение ФИО3 земельного участка с кадастровым номером 10:12:0022202:752 на несколько земельных участков не повлекло за собой возложение на ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительных обязанностей и не привело к невозможности исполнить принятые обязательства, поскольку точка присоединения осталась та же.
ФИО3 полагает, что судом дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества с жалобами не согласился, представил письменный отзыв.
Управление и ФИО3 извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционных жалоб.
ФИО3 заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление поступила жалоба ФИО3 с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 15.06.2021 между ФИО4 и Обществом заключен договор № СПБ80-11512С/21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, п.Микли, кад. № 10:12:0022202:752 (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения.
29.07.2021 от ФИО4, 12.08.2021 от ФИО3 Обществом получены заявления о замене стороны по Договору № СПБ80-11512С/21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в связи со сменой собственника земельного участка с кад. № 10:12:002202:752.
09.09.2021 заключено дополнительное соглашение №СПБ80-11512С/21-001 к договору «О замене стороны» между ПАО «Россети Северо-Запад», ФИО5 и ФИО3
Согласно пункту 4 дополнительного соглашения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты подписания дополнительного соглашения.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, в связи с чем определением от 26.10.2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 010/04/9.21-824/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 24.04.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 010/04/9.21-824/2022.
Постановлением Управления от 16.05.2023 № 010/04/9.21-824/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Обществу также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 010/04/9.21-824/2022.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением УФАС, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемые постановление и представление.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
Указанные Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В силу пунктов 3 и 6 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен пунктом 16 Правил № 861.
В силу пункта 16 (1) Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым настоящего пункта, или пунктом 16(7) настоящих Правил.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами (документами, предоставляемыми в соответствии с подпунктами «н» и «о» пункта 10 и пунктом 10(1) настоящих Правил, в случае, если допускается подача заявки при отсутствии правоустанавливающих документов) границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым настоящего пункта.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель подает в сетевую организацию заявку с указанием сведений и документов, предусмотренных пунктах 9, 10 Правил технологического присоединения.
Одним из обязательных к представлению документов, в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил технологического присоединения является копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 141.2 Гражданского кодекса Российской Федерации земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом.
Судом первой инстанции установлено, что с заявкой на технологическое присоединение, на основании которой заключен договор № СПБ80-11512С/21, была представлена во исполнение требований подпункта «г» пункта 10 Правил технологического присоединения - выписка ЕГРН в отношении земельного участка с кад. № 10:1260022202:752.
Вместе с тем, Общество не осуществило мероприятий по технологическому присоединению по причине отсутствия сведений о земельном участке с кад. № 10:12:002202:752 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), поскольку земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером, как объект недвижимого имущества прекратил свое существование как объект недвижимости 11.04.2022, в связи с образованием путем раздела двух земельных участков с кад. № 10:12:00022202:2580 и № 10:12:00022202:2581.
29.04.2022 записи ЕГРН о земельном участке с кад. № 10:12:002202:2580 присвоен статус «архивная» в связи с образованием путем раздела двух земельных участков с кад. № 10:12:00022202:2590 и № 10:12:00022202:2591; 04.05.2022 записи ЕГРН о земельном участке с кад. № 10:12:0022202:2581 присвоен статус «архивная» в связи с образованием из указанного земельного участка путем раздела 20 земельных участков.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям интернет - ресурса Публичная кадастровая карта Росреестра (общедоступные сведения), земельный участок с кад. № 10:12:002202:752 разделен на 24 участка.
Из вышеизложенного следует, что с момента прекращения существования земельного участка с кад. № 10:12:002202:752 Общество утратило возможность исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения № СПБ80-11512С/21, поскольку технологическое присоединение не может быть осуществлено к несуществующему земельному участку.
Более того, ФИО3 не является собственником всех земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кад. № 10:12:0022202:752, поскольку вновь образованные в результате раздела земельные участки с кад. № 10:12:00022202:2590 и 10:12:00022202:2591 ФИО3 не принадлежат.
Доводы жалоб о том, что точка присоединения к электрической сети осталась той же, неоднократное разделение ФИО3 земельного участка с кад. № 10:12:0022202:752 на несколько земельных участков не повлекло за собой возложение на Общество дополнительных обязанностей и не привело к невозможности исполнить принятые обязательства, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с положениями пункта 16 Правил точка присоединения не относится к существенным условиям договора об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, доказательств того, что энергопринимающие устройства ФИО3 были смонтированы на конкретном земельном участке, образованном в результате раздела исходного земельного участка с кад. № 10:12:0022202:752 материалы дела не содержат.
Вывод суда первой инстанции является правомерным, поскольку действительно указанный в договоре № СПБ80-11512С/21 об осуществлении технологического присоединения земельный участок с кад. № 10:12:0022202:752 прекратил свое существование как объект права еще до момента истечения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (09.09.2022) и до момента обращения заявителя в Общество с уведомлением о выполнении технических условий (15.08.2022).
С учетом совокупности представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с признанием постановления Управления незаконным, представление от 16.05.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 010/04/9.21-824/2022, также правомерно признано незаконным и отменено.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решений суда и удовлетворения апелляционных жалоб Управления и ФИО3
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 сентября 2023 года и дополнительное решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 октября 2023 года по делу № А26-5901/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия и ФИО3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Зотеева
Судьи
М.И. Денисюк
Н.И. Протас