ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5971/2005-16 от 03.04.2006 АС Северо-Западного округа

3 апреля 2006 года                                                                 Дело № А26-5971/2005-16

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,

при участии от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия Погодиной Я.С. (доверенность от 20.03.2006),

            рассмотрев 03.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2005 (судья Коростелева В.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  01.11.2005 (судьи Копылова Л.С., Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.) по делу         № А26-5971/2005-16,

                                                              у с т а н о в и л :

             Открытое акционерное общество «Кондопога» (далее – ОАО «Кондопога») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее – Регистрационная служба) о взыскании 208 750 руб. за регистрационные услуги.

Решением от 30.08.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

            Постановлением апелляционной инстанции  от 01.11.2005 решение оставлено без изменения.

            В кассационной жалобе Регистрационная служба просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Податель жалобы ссылается на следующее:

- плату за государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним нельзя расценивать как доход от оказания учреждением платных услуг населению, поскольку она является особой формой государственного финансирования;

- правоотношения, связанные с внесением платы за государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним и ее возвратом, являются не гражданско-правовыми, а административными (бюджетными);

- правоотношения по внесению до 01.01.2005 и возврату платы за государственную регистрацию, так и правоотношения, возникающие с 01.01.2005 по внесению и возврату госпошлины за регистрацию недвижимости, являются административными;

- требования, выходящие за рамки правопреемства Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия при реорганизации, должны предъявляться к собственнику Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия – Российской Федерации;

- возврат внесенной до 01.01.2005 платы за госрегистрацию прав согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации должен осуществляться за счет федерального бюджета.

            Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность решения  и постановления  проверена в кассационном порядке.

            В судебном заседании представитель Регистрационной службы подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

            ОАО «Кондопога» о времени и месте слушания дела извещено, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Материалами дела подтверждается следующее.

ОАО «Кондопога» перечислило на счет Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия (далее – Учреждение юстиции) 220 000 руб. для производства государственной регистрации права, что подтверждается платежными поручениями от 12.04.2004 № 1112 – 55 000 руб., от 07.12.2004 № 3334 – 148 500 руб., от 07.12.2004 № 3335 – 5 500 руб., от 09.12.2004 № 1143 – 11 000 руб. (л.д. 8-11).

Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, Учреждением юстиции была произведена государственная регистрация права на объекты недвижимости на общую сумму 11 250 руб.

Таким образом, по указанным выше платежным поручениям осталась неизрасходованная сумма – 208 750 руб.

Распоряжением правительства Республики Карелия от 03.12.2004 № 518р-П «О реорганизации Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия» Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия реорганизовано в форме его присоединения к территориальному органу Федеральной регистрационной службы в Республике Карелия.

ОАО «Кондопога» направило в регистрационную службу письма от 03.02.2005 № 91, от 10.02.2005 № 15-5-181, от 16.03.2005 № 808 с требованием о возврате указанных денежных средств, излишне уплаченных, либо об их зачете (л.д. 12, 13).

Регистрационная служба письмом от 16.03.2005 № 808 указала, что денежные средства, излишне уплаченные за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на расчетный счет Учреждения юстиции, не могут быть учтены при регистрации прав на недвижимое имущество после 01.01.2005, а также, что такие  денежные средства подлежат возврату по заявлению плательщика, однако порядок возврата излишне уплаченных сумм не установлен и согласуется регистрационной службой и Минфином РФ (л.д. 14).

На основании изложенного ОАО «Кондопога» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.  

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку спорная сумма является излишне уплаченной, и необходимость ее возврата истцу ответчиком не оспаривается. Доводы Регистрационной службы о том, что он является ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными. Регистрационная служба является правопреемником реорганизованного Учреждения юстиции. Перечисленная ответчиком Учреждению юстиции излишняя плата, в силу действующего в тот период законодательства не являлась государственной пошлиной, следовательно, не имелось достаточных оснований для возврата указанной суммы из федерального бюджета. То обстоятельство, что на момент рассмотрения спора порядок возврата указанных сумм не был определен, также не является основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                            п о с т а н о в и л :

            решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  01.11.2005 по делу № А26-5971/2005-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                                               Т. И. Сапоткина

Судьи                                                                                                                                 Е. В. Коняева

                                                                                                                                 ФИО1