ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 января 2024 года
Дело №А26-6174/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Риваненковым А.И.,
при участии в судебном заседании представителя ИП ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 06.06.2023, после перерыва онлайн), представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия ФИО3 (доверенность от 18.09.2023, онлайн),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38898/2023) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2023 по делу № А26-6174/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными действий налогового органа,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее –налоговый орган, Управление) о признании незаконными действий налогового органа по исчислению суммы налога на принадлежащее ему на праве долевой собственности нежилое помещение (магазин), площадью 631,3, кв. м, по адресу: <...> стр. 38А, кадастровый номер 10:16:0010526:199, за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 2% вместо налоговой ставки в размере 0,5%.
Решением арбитражного суда от 20.10.2023 заявление удовлетворено. Суд признал незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия по исчислению суммы налога на имущество физических лиц по принадлежащему ФИО1 на праве долевой собственности 2-х этажному нежилому помещению (магазин) площадью 631,3 кв.м по адресу: <...> стр. 38А, кадастровый номер 10:16:0010526:199 за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 2%, как не соответствующие нормам Налогового кодекса РФ. Обязал Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исчисления суммы налога на имущество физических лиц по принадлежащему ему на праве долевой собственности 2-х этажному нежилому помещению (магазин) площадью 631,3 кв.м по адресу: <...> стр. 38А, кадастровый номер 10:16:0010526:199 за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 0,5%.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в спорный налоговый период действовала ранее установленная ставка для исчисления налога, а принятые изменения касались последующих налоговых периодов.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте «Картотека арбитражных дел».
Представитель предпринимателя до перерыва не обеспечил явку представителя в судебное заседание и подключение к веб-конференции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционным судом в судебном заседании 15.01.2024 объявлен перерыв до 22.01.2024.
После перерыва рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель предпринимателя возражал против её удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предпринимателю принадлежит 1/2 доли в праве собственности на 2-х этажное нежилое помещение (магазин), площадью 631,3 кв. м, по адресу: <...> стр. 38А, кадастровый номер 10:16:0010526:199.
Налоговым органом исчислена сумма налога на имущество физических лиц по спорному объекту недвижимости за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 2%.
29.06.2022 подана жалоба на незаконные действия налогового органа в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу, которая оставлена без удовлетворения.
С действиями налогового органа по исчислению суммы налога на имущество физических лиц по спорному объекту недвижимости за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 2%, вместо налоговой ставки в размере 0,5% предприниматель не согласился и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что налог на имущество заявителя за 2020 год подлежит исчислению по налоговой ставке в размере 0,5%.
Апелляционный суд, повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав позиции сторон, приходит к следующему.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Право заявителя на начисление налога на объект недвижимого имущества в заявленном размере налоговым органом не оспаривается, возражения заинтересованного лица в данном случае сводятся к тому, что такое право подлежит реализации налогоплательщиком со следующего налогового периода, поскольку в данном случае нормативный правовой акт обратной силы не имеет.
Таким образом, между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о применении во времени нормативного правового акта о налогах, принятого органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, определяющей действие актов о налогах и сборах во времени, по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
При этом, если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ).
В таком же порядке вступают в силу нормативные правовые акты о налогах и сборах органов местного самоуправления (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Из материалов дела следует, что решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.11.2014 № 85 на территории Суоярвского городского поселения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.
Решением Совета Суоярвского городского поселения от 23.11.2016 № 188 в данное решение внесены изменения и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378 НК РФ и предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в размере 2%.
Решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 № 185 Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.11.2014 № 85 дополнено пунктом 3.4, согласно которому установлена пониженная ставка в размере 0,5% налога на имущество физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по вышеуказанным объектам налогообложения.
Пунктом 1 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24.12.2021 №284 решение Совета от 27.05.2020 № 185 отменено. Пунктом 2 данного решения установлено, что оно вступает в силу со дня его опубликования.
22.08.2022 Верховным Судом Республики Карелия по результатам рассмотрения административного дела № За-73/2022 по административному иску ИП ФИО1 об оспаривании решения Совета Суоярвского городского поселения от 24.12.2021 № 284 «Об отмене решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 № 185 «О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» (в редакции от 23.11.2016 № 188)» административное исковое заявление удовлетворено.
Верховный Суд Республики Карелия признал недействующим со дня принятия пункт 2 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года № 284 «Об отмене решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 мая 2020 года № 185 «О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» (в редакции от 23.11.2016 № 188)» в части отмены со дня его опубликования первого предложения пункта 3.4 решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» и распространения его действия в части отмены указанного предложения на правоотношения 2022 года.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 № 185, установившее пониженную ставку в размере 0,5% налога на имущество индивидуальных предпринимателей, обнародовано на официальном сайте муниципального образования «Суоярвское городское поселение», опубликовано в газете «Суоярвский вестник» от 11.06.2020.
Пунктом 2 решения Совета от 27.05.2020 № 185 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 11.06.2020.
Из содержания данного нормативного правого акта следует, что ему не придана обратная сила.
В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для применения к спорным правоотношениям требуемой заявителем понижающей налоговой ставки в размере 0, 5% на имущество предпринимателя за налоговый период 2020 года, поскольку нормативный правовой акт, вступивший в силу 11.06.2020, не имеющий соответствующего прямого указания, не мог быть применен с первого числа данного налогового периода.
Согласно пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Элементами налога на имущество физических лиц являются плательщики (статья 400 Налогового кодекса РФ), объект налогообложения (статья 401 Налогового кодекса РФ), налоговая база (статья 403 Налогового кодекса РФ), налоговый период (статья 405 Налогового кодекса РФ), налоговые ставки (статья 406 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Согласно статье 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
Изменение элементов налогообложения не с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Таким образом, исходя из общих условий, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, соответственно спорная ставка в размере 0,5% подлежала применению только с 01.01. 2021.
Суд первой инстанции в своем решении сослался на определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 № 303-ЭС19-11712, в котором указано, что при исчислении предпринимателю земельного налога за 2016 год в отношении спорных земельных участков подлежало применению Постановление от 14.12.2015 № 5-п, опубликованное 16.12.2015 и вступившее в силу с 01.01.2016 - с даты вступления в силу, предусмотренной в пункте 4 этого Постановления, как улучшающее положение налогоплательщика.
В указанном деле Постановление от 14.12.2015 № 5-п вступило в силу с 01.01.2016 - с даты, предусмотренной в пункте 4 этого Постановления.
Таким образом, вопреки выводу суда, данное дело подтверждает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В абзаце 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта,имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Карелия от 22.08.2022 по административному делу № За-73/2022, на рассмотрение дела №А26-6174/2022 не влияет, так как указанным решением признан не действующим со дня принятия пункт 2 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года № 284 «Об отмене решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 мая 2020 года № 185 «О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» (в редакции от 23 ноября 2016г. № 188)» в части отмены со дня его опубликования первого предложения пункта 3.4 решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.11.2014 № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» и распространения его действия в части отмены указанного предложения на правоотношения 2022 года.
Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 № 185 предметом рассмотрения административного дела № За-73/2022 не являлось, что следует и из выводов судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, изложенных в апелляционном определении от 02.08.2023, где указано, что Решение № 185 предметом рассмотрения указанного административного дела не является, Решение № 185 в установленном законом порядке не оспорено.
В ходе настоящего судебного разбирательства представитель налогового органа отметил, что в связи с вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 22.08.2022 по административному делу № За-73/2022, предпринимателю за налоговые периоды 2021 и 2022 года налог исчислен исходя из налоговой ставки в размере 0,5%.
При исчислении суммы налога на имущество физических лиц по принадлежащему предпринимателю на праве долевой собственности 2-х этажному нежилому помещению (магазин) площадью 631,3 кв.м по адресу: <...> стр. 38А, кадастровый номер 10:16:0010526:199 за 2020 год, исходя из налоговой ставки в размере 2%, Управление руководствовалось решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.11.2014 № 85 с учетом изменений, внесенных решением Совета Суоярвского городского поселения от 23.11.2016 № 188.
Поскольку иных нормативных правовых актов, устанавливающих налоговую ставку в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса РФ, в налоговом периоде 2020 года не действовало, то оспариваемые действия налогового органа являются правомерными.
При таком положении оснований для удовлетворения заявления предпринимателя у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2023 по делу №А26-6174/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Г. Титова
Судьи
М.Л. Згурская
Н.О. Третьякова