АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 апреля 2022 года
Дело №
А26-6235/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.К.,
при участии от публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» ФИО1 (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 13.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу № А26-6235/2021,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», адрес: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.3, лит.А, пом. 16Н, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее - ПАО «Россети Северо-Запад», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - УФАС, Управление) от 13.07.2021 о назначении административного наказания по делу № 010/04/9.21-386/2021 на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа и представления от 13.07.2021 № 010/04/9.21- 386/2021/2438.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Решением суда от 07.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2021, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на необъективную судебную оценку проведенной сетевой организацией работы для осуществления мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства потребителя, в том числе наличию объективной невозможности осуществить технологическое присоединение в пределах установленного в договоре срока, т.е. ошибочность вывода о длительном непрекращающемся невыполнении требований пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861, Правила технологического присоединения).
Податель жалобы полагает, что невыполнение сетевой организацией установленной в пункте 3 Правилобязанности выполнить в отношении заявителя мероприятия по технологическому присоединению, является оконченным (а не длящимся) административным правонарушением, поскольку законом установлены сроки выполнения этой обязанности. В виду того, что установленный условиями договора об осуществлении технологического присоединения с ФИО2 и подпунктом «б» пункта 16 Правил срок истек 09.01.2019, следовательно, сроки давности привлечения к административной ответственности в настоящем деле истекли, что является правовым основанием для прекращения производства по делу (подпункт 6 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Представители УФАС и ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.05.2021 в УФАС от гр. ФИО2 поступила повторная жалоба (вх.№ 2315) на длительное неисполнение ПАО «Россети Северо-Запада» обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения от 09.01.2018№ 34-02254П/17, послужившая основанием для возбуждения в отношении сетевой организации дела № 010/04/9.21-386/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что ранее названный гражданин уже обращался с жалобой в УФАС на неоформление сетевой организацией акта о выполнении технологических условий и нарушение срока технологического присоединения, установленного названным договором и пунктом 16 Правил № 861. За указанные нарушения постановлением УФАС от 30.09.2019 № 010/04/9.21-226/2019 сетевая организация была привлечена к административной ответственности в виде 650 000 руб. штрафа. Антимонопольный орган также удостоверился в том, что на настоящий период технологическое присоединение энергопринимающего устройства гражданина не осуществлено, просрочка исполнения обязательств составляет более 2 лет.
По факту нарушения сетевой организацией пункта 3 Правил № 861, Управлением 29.06.2021 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении № 010/04/9.21-386/2021.
Постановлением УФАС от 13.07.2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 300 000 руб. административного штрафа (с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Кроме того, Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено представление, которым предписано совершить действия, направленные на прекращение выявленных нарушений Правил № 861.
Не согласившись с означенными постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанном административным органом составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка его привлечения к административной ответственности, констатировав, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил № 861 на момент вынесения постановления не истек, а равно отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
ПАО «Россети Северо-Запад» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям (Приказ ФТС России от 03.06.2008 № 191-э).
Между Обществом и ФИО2 09.01.2018 заключен договор № 34-02254П/17 об осуществлении технологического присоединения дачного дома, расположенного по адресу: д. Топозеро, кадастровый номер земельного участка 10:21:0111002:445 (далее- Объект).
Согласно условиям названного договора срок исполнения технологического присоединения Объекта - 09.01.2019; в дальнейшем стороны подписали дополнительное соглашение на продление срока до 31.03.2020.
Тот факт, что на настоящий период технологическое присоединение Объекта не осуществлено, сетевая организация не отрицает, следовательно, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований пункта 3 Правил № 861.
Именно это требование, как правомерно сочли УФАС и суды, нарушено Обществом в рассматриваемой ситуации. Вмененное правонарушение выражено в длящемся нарушении прав гражданина на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, длительное отсутствие энергоснабжения объекта (более 2 лет) и, как следствие, отсутствие возможности пользования таковым в полной мере.
Таким образом, действия Общества, нарушающие пункт 3 Правил технологического присоединения, носят длящийся, непрекращающийся противоправный характер (заключенный с потребителем договор является действующим и у Общества сохраняется публично-правовая обязанность по его надлежащему исполнению по настоящее время), что с учетом положений статьи 4.5 КоАП РФ, разъяснений содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, позволил судам сделать обоснованный вывод, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось.
При этом, УФАС сочло возможным (и суды согласились с этим) на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить сетевой организации административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией пункта 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При назначении наказания УФАС были учтены все те меры, которые сетевая организация действительно предприняла для выполнения со своей стороны технологического присоединения Объекта (все проведенные мероприятия нашли подробное описание в постановлении).
Квалификация УФАС и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в рамках кассационного производства повторность деяния не оспаривается.
Довод общества о малозначительности правонарушения надлежащим образом оценен и отклонен судами, исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, суды не усмотрели. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, в виду неоднократного совершения правонарушения.
Поскольку событие вмененного Обществу правонарушения и его вина в совершении допущенного им правонарушения судом установлена и доказана (т.е. подтверждена правомерность постановления по делу об административном правонарушении), то Управление в пределах своих полномочий обоснованно совместно с таким постановлением выдало Обществу оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в данном случае отмене не подлежит, в связи с признанием законным постановления о привлечении к административной ответственности.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу № А26-6235/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б. Мунтян
Судьи
О.А. Алешкевич
ФИО3