ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6273/2023 от 07.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 февраля 2024 года

Дело №А26-6273/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Целищевой Н.Е.

судей Балакир М.В., Изотовой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цивилевой Т.Е.

при участии

от истца: Снегиревой В.П. (доверенность от 01.01.2024),

от ответчика (посредством системы веб-конференции): Хорина А.В. (доверенность от 24.04.2023),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42014/2023) акционерного общества «Специализированный застройщик «Карелстроймеханизация» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2023 по делу № А26-6273/2023 (судья Киселева О.В.), принятое

по иску акционерного общества «Специализированный застройщик «Карелстроймеханизация» (185035, Респ. Карелия, Петрозаводск г., Фридриха Энгельса (Центр. р-н) ул., д. 25, ОГРН 1021000508825, ИНН 1001000982)

к бюджетному учреждению Республики Карелия «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия» (185030, Россия, Респ. Карелия, Петрозаводский г.о., Петрозаводск г., р-н Голиковка, Станционная ул., д. 24, ОГРН 1181001009254, ИНН 1001337418)

об обязании внести изменения в государственный контракт,

установил:

Акционерное общество «Специализированный застройщик «Карелстроймеханизация» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к бюджетному учреждению Республики Карелия «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия» (далее – Учреждение) об обязании внести изменения в государственный контракт № 5-ЕП от 23.05.2022 (далее – контракт) путем заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на 141 482 704,33 руб. (с учетом НДС), в результате чего новая стоимость контракта составит 1 772 272 374,51 руб. (с учетом НДС).

Решением суда от 14.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что необходимость увеличения цены контракта вызвана изменением объективных обстоятельств, которое стороны не могли предвидеть, - существенным увеличением стоимости строительных работ и материалов; столь существенное увеличение цен на строительные ресурсы не было прогнозируемым на момент заключения контракта; сохранение существующих условий контракта нарушает баланс имущественных интересов сторон, создает риск невыполнения работ по контракту в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу Дирекция оставила ее разрешение на усмотрение суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика, участвовавший в заседании путем использования системы веб-конференции, - доводы отзыва.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам открытого конкурса в электронной форме казенное учреждение Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили контракт, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта «Строительство дома-интерната для престарелых граждан и инвалидов на 200 мест в г. Костомукше» для нужд заказчика в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями контракта, а заказчик обязался принять качественно выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта и лимитами бюджетных обязательств (пункт 2.1).

Стоимость работ по контракту является твердой и на момент его заключения составляла 1 251 742 939,4 руб. (пункт 3.1).

В цену контракта входят все расходы и затраты, связанные с выполнением подрядчиком обязательств по контракту (пункт 4.2).

Подрядчик принял на себя обязательство по поставке и обеспечению строительства объекта строительными материалами, изделиями и конструкциями в соответствии с проектной документацией (пункт 10.1).

Финансирование и оплата работ по контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств за счет средств бюджета Республики Карелия и средств федерального бюджета (пункты 3.4, 4.3).

Срок окончания выполнения работ – не позднее 30 ноября 2024 года; контракт действует до 31.12.2024 или до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.1).

Согласно пункту 15.1 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о контрактной системе, а также по соглашению сторон в следующих случаях: при снижении цены контракта без изменения объёма работ; при уменьшении ранее доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

В связи с реорганизацией казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» с 01.04.2023 права и обязанности заказчика по контракту перешли к Дирекции.

Ввиду невозможности исполнения контракта, связанной с существенным ростом стоимости строительных ресурсов в 2021-2022 годах, подрядчик выполнил перерасчет цены контракта (до 1 772 272 374,51 руб.), получил положительное заключение повторной государственной экспертизы от 19.09.2022 № 10-1-1-2-066874-2022 в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, представленной подрядчиком на экспертизу, о чем уведомил заказчика, предложив подготовить проект дополнительного соглашения об увеличении стоимости контракта.

В письме от 15.11.2022 заказчик указал на то, что в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 19.09.2022 № 10-1-1-2-066874-2022 коэффициент увеличения цены государственного контракта составляет 1,4104 к первоначальной цене, что превышает установленное Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление N 1315) ограничение, в силу которого увеличить цену контракта можно не более чем на 30%, в связи с чем увеличение цены контракта возможно лишь до 1 627 265 821,22 руб.

В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции стороны на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 26.07.2023 № 760р-П заключили дополнительное соглашение № 12 от 31.07.2023 к контракту, в соответствии с которым цена контракта составила 1 623 975 537,39 руб., то есть увеличилась по сравнению с первоначальной ценой на 29,737% (в размере доведенных лимитов бюджетных обязательств).

Общество, ссылаясь на необходимость увеличения цены контракта до 1 772 272 374,51 руб. (на 41,04% по сравнению с первоначальной ценой), обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском (с учетом уточнений).

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статье 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.

При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно нормам пунктов 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

На основании статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 этого Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1315.

Согласно подпункту «а» пункта 2 данного Постановления при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;

- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;

- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в редакции настоящего постановления);

- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;

- контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Спорный контракт заключен для обеспечения нужд субъекта РФ – Республики Карелия. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

В пункте 3 Постановления N 1315 Правительством РФ рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений этого постановления.

В данном случае, как установлено судом апелляционной инстанции, на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 09.09.2021 N 388-П «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление N 388-П), изданного в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1315, для исполнителей контрактов, заключенных для обеспечения нужд Республики Карелия, в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы предоставлены следующие меры государственной поддержки.

Согласно пункту 1 Постановления N 388-П при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) для обеспечения нужд Республики Карелия (далее - контракт) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств бюджета Республики Карелия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;

- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;

- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется согласно Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45.14 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение. Заказчик обязан рассмотреть указанное предложение в течение 10 рабочих дней со дня его получения;

- контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Как следует из приведенных норм, положениями Постановления N 388-П также установлен запрет на увеличение цены контрактов, заключенных для обеспечения нужд Республики Карелия, более чем на 30 процентов. Указанное ограничение действует с 09.09.2021 (даты вступления Постановления N 388-П в силу).

В рассматриваемом случае истцом (подрядчиком) испрашивается заключение дополнительного соглашения к контракту об увеличении его цены на 41,04% по сравнению с первоначальной ценой.

Вместе с тем, поскольку совокупность условий, предусмотренных специальными нормами подзаконных правовых актов, изданных во исполнение пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в данном случае отсутствует, оснований для обязания ответчика в судебном порядке заключить дополнительное соглашение об увеличении цены спорного контракта до 1 772 272 374,51 руб., что приведет к увеличению первоначальной цены более чем на 30%, не имеется.

В этой связи доводы истца о том, что с его стороны соблюдены все условия для увеличения цены контракта, предусмотренные Постановлением N 1315, отклонены судом апелляционной инстанции как безосновательные.

Также апелляционным судом отклонен довод Общества о том, что на дату проведения перерасчета и государственной экспертизы сметного расчета положения абзаца второго подпункта «а» пункта 2 Постановления № 1315 не применялись.

Подпунктом «ж» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» (далее – Постановление N 680; в действующей редакции) предусмотрена возможность при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2024 годах изменения существенных условий контракта, в том числе изменения (увеличения) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением N 1315.

При этом в редакции подпункта «ж» пункта 1 Постановления N 680, действовавшей в период с 02.08.2022 по 25.10.2022, имелось второе предложение, указывающее на то, что при изменении (увеличении) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением N 1315, положения абзаца второго подпункта «а» пункта 2 указанного постановления, не применяются (абзац второй подпункта «а» пункта 2 Постановления N 1315 предусматривает ограничение, в силу которого увеличение цены контракта допускается не более чем на 30 процентов).

Между тем истцом не учтено, что в любом случае при разрешении вопроса о допустимости внесения изменений в условия контракта, заключенного между Дирекцией и Обществом, следует руководствоваться приоритетным регулированием, содержащимся в Законе N 44-ФЗ (пункт 8 части 1 статьи 95), как нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу.

Норма пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в настоящее время действует в редакции Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ. При этом на протяжении всего периода действия данного положения Закона N 44-ФЗ в нем сохранялось указание на необходимость соблюдения при изменении контракта условия о недопустимости увеличения цены контракта более чем на тридцать процентов.

Таким образом, судом первой инстанции правильно отмечено, что стоимостное ограничение при изменении условий контракта закреплено на уровне федерального законодательства – в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

Следовательно, то обстоятельство, что в определенный период, в частности на дату проведения истцом перерасчета и государственной экспертизы сметного расчета, положениями Постановления N 680 было исключено применение абзаца второго подпункта «а» пункта 2 Постановления N 1315, устанавливающего запрет на увеличение цены контракта более чем на 30 процентов, не имеет правового значения с учетом наличия такого запрета в Законе N 44-ФЗ.

При этом общие правила изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, содержатся в статье 451 ГК РФ.

Исходя из условий, приведенных в статье 451 ГК РФ и в пунктах 8 и 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, для удовлетворения требования истца о внесении изменений в контракт суду необходимо установить наличие обстоятельств, которые не зависят от сторон контракта и влекут невозможность его исполнения. Иными словами, в предмет доказывания по иску об изменении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств входит установление одновременно четырех условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ, либо установление хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 4 данной статьи.

Обязанность доказывания наличия данных обстоятельств возложена на истца (статья 65 АПК РФ).

Вместе с тем представленные Обществом в обоснование иска доказательства не позволяют установить, когда именно с учетом сроков выполнения работ возникла объективная необходимость в закупке (поставке) материалов, стоимость которых возросла в процессе строительства.

Доказательств невозможности производства работ в связи с увеличением стоимости строительных материалов в материалах дела не имеется и апелляционным судом такие обстоятельства не установлены.

Указанные истцом обстоятельства не являлись также и причиной приостановления подрядчиком работ по контракту в порядке статей 716 и 719 ГК РФ.

Требование подрядчика об изменении цены контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие использованию при исполнении контракта, тем более при ее увеличении более чем на 40% как в настоящем деле, должно сопровождаться представлением доказательств, исчерпывающе обосновывающих такое требование.

Между тем в рассматриваемом случае материалами дела достоверно не подтверждено, что внесение изменений в цену контракта вызвано изменением объективных обстоятельств в виде существенного увеличения стоимости строительных работ и материалов, которые не могли предвидеть обе стороны. Напротив, будучи профессиональным участником рынка строительных услуг, подрядчик мог предвидеть все возможные риски, связанные с выполнением строительных работ.

При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что приведенные Обществом обстоятельства о необходимости изменения цены контракта не подтверждают наличие той совокупности обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда по правилам пунктов 2, 4 статьи 451 ГК РФ. Основания для вывода о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, отсутствуют.

Кроме того, апелляционным судом учтено, что Общество не представило какие-либо доказательства причинения значительного, по смыслу части 4 статьи 451 ГК РФ, ущерба.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

С учетом приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований Общества.

Поскольку судом правильно установлены имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение отмене либо изменению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2023 по делу № А26-6273/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Е. Целищева

Судьи

М.В. Балакир

С.В. Изотова