ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-638/19 от 16.05.2019 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 мая 2019 года

Дело № А26-638/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-9170/2019 )  муниципального унитарного предприятия «Жилфонд» Муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 22.02.2019 по делу № А26-638/2019 (судья Левичева Е.И.), принятое

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилфонд» Муниципального образования «Беломорский муниципальный район»

к  Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

о признании недействительным предписания

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Жилфонд» Муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пунктов 2, 3 предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - ответчик, Комитет) № ЛК 012/107/2590 от 21.11.2018.

Решением суда от 22.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и признать недействительным пункты 2, 3 оспариваемого предписания Комитета. По мнению подателя жалобы, указанные пункты оспариваемого предписания являются неправомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Предприятием требований.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании обращений гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 9 по ул. Дорожной в п. Пушной Беломорского района Республики Карелия (5850-O от 24.09.2018, 6004-О от 02.10.2018, 6175-0 от 08.10.2018). Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору была инициирована внеплановая документарная проверка МУП «Жилфонд» МО «Беломорский муниципальный район», издано распоряжение № ЛК 012/Р/2582 от 23.10.2018 о ее проведении.

В ходе проверки выявлено и в акте проверки от 21.11.2018 № ЛК 012/А/ 2582 отражено, что Предприятие дополнительно к плате за «содержание» выставляет собственникам жилых помещений плату за «ТО узла учета тепловой энергии».

21.11.2018 Предприятию выдано предписание № ЛК 012/107/2590, с пунктами 2 и 3 которого оно не согласилось  и оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилфонд» Муниципального образования «Беломорский муниципальный район» осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома № 9 по улице Дорожной в пос. Пушной Беломорского района Республики Карелия на основании договора управления МКД от 05.12.2016 по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, проведенной Администрацией муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение».

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании информации, предоставленной Предприятием (письмо №1407 от 22.10.2018), ОДПУТЭ установлен в МКД в ноябре 2010; в период с сентября 2017 по 03.04.2018 ОДПУ находился в исправном техническом состоянии; согласно акту от 24.04.2018 ОДПУТЭ в МКД выведен из эксплуатации с 04.04.2018.

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений МКД производится согласно пункту 59 (1) Правил, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила № 354).

Согласно пункту 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, а также плата за коммунальную услугу по отоплению определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее б месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период, работы прибора учета составил меньше 6 месяцев. - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовый прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Coгласно пункту 60(1) Правил №354 по истечении предельного количества расчетных периодов, плача которых за коммунальную услугу по отоплению определялась из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам МКД с июля 2018 по август 2018 (включительно) производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 2 744,3 руб.

Тариф 3300 руб/Гкал на тепловую энергию, утвержденный Постановлением ГК РК по ценам и тарифам от 07.06.2016 №41.

0,0264 Гкал/кв.м. норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 29.07.2016 № 196.

Согласно акту от 15.10.2018 ОДПУТЭ в спорном МКД введен в эксплуатацию с 25.09.2018.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что собственнику жилого помещения № 12 МКД с апреля 2018 по 25.09.2018 расчет платы за коммунальную услугу по отоплению должен быть произведен в размере 18 212 руб., фактически начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за этот период произведено в размере 18 337 руб., т.е. на 125, 18 руб. больше.

Из письма Предприятия №1407 от 22.10.2018 установлено, что для технического обслуживания ОДПУТЭ, установленных в МКД находящихся в обслуживании управляющей организации, заключен договор между МУП «Жилфонд» МО «БМР» и ООО «Квадра» г.Костомукша, стоимость работ по договору в МКД № 9 по ул. Дорожной в п. Пушной Беломорского района составляет 1,52 руб. на 1 кв.м общей площади квартиры. Работы по очередной поверке приборов, входящих в состав ОДПУТЭ, не включены в перечень работ по вышеуказанному договору и оплачиваются собственниками жилых/нежилых помещений МКД отдельно. Стоимость работ по поверке приборов определяется ООО «Квадра» г.Костомукша.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регламентируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Пунктом 2 Правил № 491 определено, что в состав общего имущества в числе прочего включаются механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В соответствии с пп. «д», «ж» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п.п. «и», «к» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно п.п. «a(1))» п. 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общею имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя в числе прочего документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными! приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.

В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в ведении управляющей организации должны находиться техническая документация на многоквартирный дом, а также иные, связанные с управлением таким домом документы.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона «Об энергосбережении» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 4 статьи 12 Закона «Об энергосбережении» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, при установлении в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией и заключении с ней договора управления, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона «Об энергосбережении» для собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе надлежащая эксплуатация коллективных приборов учета), становится обязательным для управляющей компании.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Указанная правовая позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 №АПЛ16-403, согласно которому работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению 'энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил № 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 18 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов. автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) включена в перечень общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах.

Судом первой инстанции правомерно учтена позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, согласно которой все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что обеспечение надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета не подлежит дополнительной оплате, а оплачивается собственниками в рамках внесения платы за содержание жилого помещения.

С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что предписание Комитета в оспариваемой части является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Предприятия.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

 Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 22 февраля 2019 года по делу №  А26-638/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилфонд» Муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

 Е.А. Сомова