ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 сентября 2020 года | Дело № А26-640/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 01.02.2019;
от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 03.07.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17656/2020 ) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2020 по делу № А26-640/2020 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северторг"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Северторг» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Пудожский районный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство, административный орган) от 23.10.2019 № 924/19л по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 23.06.2020 Арбитражный суд Республики Карелия заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что своим бездействием в части выполнения мероприятий по уходу за лесом Общество нарушило требование законодательства по воспроизводству лесов, что предусматривает административную ответственность по статье 8.27 КоАП РФ.
Податель жалобы считает, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ, поскольку штрафная санкция по данной статье выше, чем по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Также податель жалобы полагает, что данное дело об административном правонарушении возбуждено за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно за нарушение или невыполнение норм, установленных федеральным лесным законодательством (ЛК РФ). Данное правонарушение не связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью юридического лица, поэтому данное дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного суда.
В судебном заседании представитель Министерства просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Основанием для привлечения ООО «Северторг» к административной ответственности послужило невыполнение Обществом установленного договором аренды лесного участка от 30.12.2008 №109-з годового объема мероприятий (прореживание и проходные рубки). Рубки прореживания не выполнены в объеме 1,9 тыс. куб.м. на площади 32,9 га, проходные рубки не выполнены в объеме 4,1 тыс. куб.м. на площади 80,6 га.
По факту выявленных нарушений Министерством 15.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении №25, на основании которого начальником отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия 23.10.2019 вынесено постановление № 924/19л о назначении Обществу административного наказания, предусмотренным статьей 8.27 КоАП РФ, в виде 150000 рублей штрафа.
Полагая, что указанное постановление не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования обоснованно исходил из следующего.
В силу с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении мероприятий по уходу за лесами согласно нормам, отраженным в Проекте освоения лесов к договору аренды № 109-з.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 15.08.2019 № 25 правонарушение совершено Обществом 01.01.2019.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ признана утратившей силу Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу со дня официального опубликования - 17.06.2019).
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В силу статьи 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исходя из буквального толкования события правонарушения, его необходимо квалифицировать по существовавшей в момент совершения правонарушения специальной норме - части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, установлена в части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение установленных договором или иным документом о предоставлении лесного участка условий использования леса, лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству путем лесовосстановления и ухода за лесами. Воспроизводство осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с Правилами ухода за лесами, в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (пункты 3,4 Правил).
В 2013 году Обществом в соответствии с положениями статьи 64 ЛК РФ и пунктом 3 Правил разработан Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Северторг» на основании договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № 109-з. Указанным Проектом предусмотрены ежегодные допустимые объемы изъятия древесины при уходе за лесами на арендуемом участке.
В соответствии с Проектом освоения лесов (приложение 5) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 113,5 тыс. куб.м. (рубки прореживания в объеме 32,9 тыс. м.куб. и проходные рубки в объеме 80,6 тыс. м.куб.
По итогам 2018 года установлено, что годовой объем мероприятий (прореживание и проходные рубки) Обществом выполнены не в полном объеме.
Рубки прореживания не выполнены Обществом в объеме 1,9 тыс. м.куб. на площади 32,9 га, проходные рубки не выполнены в объеме 4,1 тыс. м.куб. на площади 80,6 га.
Таким образом, поскольку Общество является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № 109-з, Министерством осуществлена неправильная квалификация вмененного в вину Обществу деяния, что свидетельствует о необоснованном привлечении ООО «Северторг» к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о подведомственности спора суду общей юрисдикции апелляционным судом не принимается, поскольку данные обстоятельства должны были быть заявлены Министерством при обжаловании определения Пудожского районного суда Республики Карелия от 14.01.2020 о передаче дела по подсудности в арбитражный суд.
Силу ст.45 Конституции РФ споры о подсудности недопустимы, в связи с тем, что дело передано в арбитражный суд из суда общей юрисдикции, то правомерно рассмотрено арбитражным судом первой инстанции.
Все доказательства и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2020 по делу № А26-640/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | Л.В. Зотеева А.Б. Семенова |