ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6535/16 от 09.02.2017 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 февраля 2017 года

Дело № А26-6535/2016

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.08.2016 – до перерыва в с/з, после перерыва в с/з – не явился, извещен;

от  заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 24.04.2016 до перерыва в с/з, после перерыва в с/з – не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-34529/2016 )  Министерства  по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 30.11.2016 по делу № А26-6535/2016 (судья Левченко Е.И.), принятое

по заявлению открытого  акционерного общества "МКК-Холдинг"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

об оспаривании постановления

установил:

открытое акционерное общество "МКК-Холдинг" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 123056, <...>, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, Россия, <...>, ОГРН: <***>, далее - Министерство) от 29.06.2016 № 541-Пн-2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

            Решением суда от 30.11.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

            В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.

            В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  Общество является держателем лицензии от  23.12.2004 серии ПТЗ N 01215 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча строительного камня на месторождении «Нюрин-Саари-2» для производства щебня. Участок недр расположен в Питкярантском районе Республики Карелия. Срок На основании приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 21.06.2016 № 1158 лицензия ПТЗ 01215 ТЭ переоформлена и предоставлена ООО «Питкярантское карьероуправление».

02.09.2009 Обществу выдана лицензия серии ПТЗ N 80060 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча гранита на месторождении «Сюскюянсаари». Участок недр расположен в Питкярантском районе Республики Карелия. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2012 года (т. 2 л.д. 81).

26.02.2009 Обществу выдана лицензия серии ПТЗ N 80041 ТР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча блочного камня на Северном участке Шелтозерского месторождения габбро-диабазов. Участок недр расположен в Прионежском районе Республики Карелия. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2020 года (т. 2 л.д. 135).

В период с 04.05.2016 по 01.06.2016 на основании распоряжения Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия от 05.04.2016 № 19-р и в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на 2016 год, проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Общества.

В ходе проверки установлены факты нарушения Обществом  «Условий пользования недрами», являющихся приложением к  лицензиям ПТЗ 01215 ТЭ, ПТЗ 80041 TP, ПТЗ 80060 ТЭ, а также  пунктов 33, 35, 51 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.07.2003 № 71, пунктов 3, 5, 7 10 части 2 статьи 22, статей 23, 23.2, 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Результаты проверки отражены в акте № 541 от 01.06.2016 (т.1 л.д. 93-99).

20.06.2016 в отношении Общества составлен протокол № 541-А-2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Постановлением № 541-Пн-2016 от 29.06.2016 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с вмененной квалификацией и ему назначено в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Общество,  не согласившись с постановлением Министерства, обратилось с  заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Обществом добычи полезных  ископаемых.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства в связи со следующим.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией.

Частью 2 статьи 7.3 КАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии на пользование недрами, без фактического пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена вышеуказанной нормой Кодекса.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами, а не наличия такого права.

Именно такая правовая позиция о применении части 2 статьи 7.3 КоАП РФ изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2015 № 302-АД15-7515, от 09.06.2015 № 303-АД14-8431, от 07.10.2015 № 302-АД15-11840, от 28.09.2015 № 303-АД15-9034.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что административным органом в ходе проверки был установлен факт осуществлением Обществом работ по добыче строительного камня.

Согласно акту проверки от 07.11.2016 № 601 в ходе проверки были установлены только факты несоответствия представленной Обществом документации требованиям Закона о недрах и другим нормативно-правовым актам, нарушения Обществом порядка внесения платежей за пользование недрами, непредставления плана развития горных работ на текущий год, непереоформления лицензии. Эти обстоятельства административным органом подтверждены в судебном заседании апелляционной инстанции.

Само по себе бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии, без установления факта пользования обладателем лицензии недрами, не является нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у Министерства не было правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 7.3 КоАП РФ, заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 30.11.2016 по делу №  А26-6535/2016   оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства  по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Г.В. Борисова

 А.Б. Семенова