ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6557/2022 от 17.07.2023 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июля 2023 года

Дело № А26-6557/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Масенковой И.В.

судей  Пивцаева Е.И., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Овчинниковой А.Ю.

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО1 по доверенности от 29.05.2023 (онлайн)

от ответчика (должника): не явился, извещен

от 3-их лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-13061/2023 )  акционерного общества «Запкареллес» на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 10.03.2023 по делу № А26-6557/2022 (судья Красовская М.Е.), принятое

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия

к  акционерному обществу «Запкареллес»

3-и лица:  1) Администрация Суоярвского муниципального округа; 2) общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор»

об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Запкареллес» (далее – ответчик, Общество, АО «Запкареллес») об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на землях лесного фонда в квартале 11 выдел 33 площадью 0,04 га (координаты N62°17'47.7698° E32°39'08.4980°, выдел 42 площадью 0,13 га (координаты N62°17'47.9136° E32°39'27.3464°), выдел 7 площадью 0,05 га (координаты N62°17'39.2819° E32°39'33.5262°) Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» общей площадью 0,22 га в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения исковых требований).

Определением суда от 12.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Суоярвского муниципального округа (далее – Администрация) и общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» (далее – ООО «КЭО»).

Решением суда от 10.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что свалки на участке образовались не по вине арендатора, а в результате действий третьих лиц, а также не учтено, что на территории спорных выделов квартала 11 Найстеньярвского участкового лесничества, где размещены несанкционированные свалки ТКО, Общество не осуществляло лесозаготовительную деятельность, что, по мнению подателя жалобы, исключает возможность наложения на арендатора лесного участка обязанности по ликвидации свалок, которые образованы по его вине. Считает, что правовая природа образования несанкционированных свалок ТКО вблизи Найстеньярви и их единственная причина заключается в ненадлежащей организации работы по вывозу и захоронению бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, проживающего в п.Найстеньярви Суоярвского муниципального округа, а не в результате бездействия арендатора лесного участка. Полагает, что именно истец должен был провести соответствующею работу по выявлению и ликвидации спорных свалок, следовательно, как считает Общество, оно является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего спора. Ссылается на отсутствие в обжалуемом судебном акте указания на порядок и способ ликвидации свалок.

К дате судебного заседания в материалы дела от истца поступил отзыв, в котором он доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.

В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Ответчик и третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Запкареллес» (в настоящее время – акционерное общество «Запкареллес», арендатор) заключен договор от 17.12.2008 № 52-з (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2020) аренды лесного участка площадью 600166,7 га, расположенного: Республика Карелия, Суоярвский муниципальный район, ГУ РК «Суоярвское центральное лесничество», для использования в целях заготовки древесины.

По условиям договора арендатор обязался не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п. 4.4.2 договора), а также соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора (п. 4.4.13 договора).

Пунктом 7.1 срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации и по 31.12.2052.

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.01.2009.

Как указывает Министерство, 13.05.2021 в ходе планового патрулирования лесов работниками Найстеньярвского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» на лесном участке в квартале 11 выделах 33, 42, 7 Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству выявлены нарушения подпункта «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, и п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, а именно наличие четырех несанкционированных свалок отходов производства и потребления на общей площади 0,59 га. Данный факт подтвержден актом патрулирования лесов от 13.05.2021 (л.д. 27).

Факт выявленных нарушений отражен также в составленном должностными лицами ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» акте осмотра от 13.05.2021 с фото-таблицей, где отражено, что на участке лесного фонда Найстеньярвского участкового лесничества (Суоёкское лесничество по лесоустройству) квартал 11 выделы 11, 18, 25 обнаружены четыре несанкционированные свалки отходов потребления: в выделе 11 на площади 0,05 га (500 кв.м), в выделе 18 на площади 0,39 га (3900 кв.м), в выделе 25 на площади 0,09 га (900 кв.м) и 0,06 га (600 кв.м).

На основании акта осмотра от 13.05.2021 Министерством Обществу выдано требование от 31.05.2021 произвести уборку несанкционированных свалок на арендованных участках в квартале 11 выделы 11, 18, 25 Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству; срок выполнения – 30 дней с момента получения.

Требование от 31.05.2021 получено ответчиком 03.06.2021.

Ответчик письмом от 02.07.2021 отказал в удовлетворении требования, указав, что несанкционированное складирование ТКО осуществляется третьими лицами с использованием грузовой техники, о чем им сообщено в том числе в правоохранительные органы.

На основании акта осмотра от 13.05.2021 Министерством Обществу выдано повторное требование от 31.05.2022 (л.д. 48) произвести уборку несанкционированных свалок на арендованном лесном участке в квартале 11 выделы 33, 42, 7 Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству; срок выполнения – 12 дней с момента получения.

Требование от 31.05.2022 получено ответчиком 02.06.2022.

Ответчик письмом от 14.06.2022 отказал в удовлетворении требования, указав, что свалки ТКО образованы не по вине арендатора.

18.07.2022 в ходе патрулирования лесов произведен осмотр свалки бытовых отходов квартала 11 Суоёкского лесничества по лесоустройству (акт от 18.07.2022).

В акте осмотра от 18.07.2022 с фото-фиксацией отражено, что проведен осмотр участков лесного фонда Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству квартал 11 выделы 33, 42, 7 (по старому лесоустройству выделы 11, 18, 25) на предмет исполнения требований от 30.05.2022 №1303 в отношении ФИО2 и от 31.05.2022 № 1339 в отношении арендатора АО «Запкареллес» об устранении несанкционированных свалок.

В ходе осмотра установлено, что несанкционированные свалки в квартале 11 выделе 33 площадью 0,04 га, выделе 42 площадью 0,13 га, выделе 7 площадью 0,05 га Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству не убраны.

Площадь несанкционированных свалок уменьшилась, так как в квартале 11 Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству произошел лесной пожар (акт о лесном пожаре №18 от 02.08.2021, л.д. 40 – 41).

В рамках проверки, проведенной ОМВД России по Суоярвскому району, было выявлено лицо, которое около трех раз осуществило выгрузку ТКО на уже выявленную несанкционированную свалку. Материалы дела были переданы по подведомственности в Министерство.

Постановлением Министерства от 24.11.2021 ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допущенное 23.06.2021 в квартале 11 выделах 11, 18, 25 Найстеньярвского участкового лесничества Суоёкского лесничества по лесоустройству транспортирование и сброс отходов с использованием автотранспортного средства.

Поскольку ответчиком не было выполнено повторное требование от 31.05.2022 об устранении нарушений лесного законодательства, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

В силу ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. 51 ЛК РФ).

Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель, в том числе и арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к землям лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Частью 3 ст. 60.12 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 60.3 ЛК РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, п. 20 которых предусмотрено, что в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В силу ч. 4 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Частью 1 ст. 60.3 ЛК РФ определены меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя:

1) лесозащитное районирование;

2) государственный лесопатологический мониторинг;

3) проведение лесопатологических обследований;

4) предупреждение распространения вредных организмов;

5) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Указанные меры осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов (часть 2 статьи 60.3 ЛК РФ).

Арендатором был разработан Проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду АО «Запкареллес» в Суоярвском лесничестве Республики Карелия на 2022-2030 годы (договор аренды от 17.12.2008 № 52-з), п. 4.2 которого предусмотрено, что в случае выявления несанкционированных свалок в границах аренды очистка территории от захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами производится собственными силами.

Таким образом, обязанность арендатора по надлежащему содержанию переданного в пользование лесного участка, вопреки доводу апелляционной жалобы, предусмотрена вышеуказанными положениями лесного и гражданского законодательства, Проектом освоения лесов, а также п. 4.4.2 и 4.4.13 договора.

При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами.

Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки расположены на земельном участке лесного фонда, переданном ответчику по договору аренды лесного участка, они подлежат ликвидации арендатором.

Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в актах патрулирования и актах осмотра, в том числе относительно наличия захламления и его площади, ответчиком не представлено.

Доводы ответчика относительно отсутствия на территории Найстеньярвского сельского поселения организованного сбора бытовых отходов, из-за чего все отходы (ТКО), образующиеся от деятельности населения, складируются в лесу, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как следует из представленных третьим лицом, ООО «КЭО», письменных пояснений, на территории Найстеньярвского сельского поселения оборудовано 53 контейнерных площадки с установленными на них контейнерами в количестве от 1 до 3 штук.

Сбор, транспортировка и хранение ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Доказательства отсутствия организации вывоза ТКО на территории Найстеньярвского сельского поселения ответчиком представлены не были.

Также истцом при рассмотрении дела в суд первой инстанции представлены в материалы дела доказательства реализации Региональной программы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Карелия на 2018-2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.08.2018 №555р-П (далее - Региональная программа).

Региональная программа включает в себя три этапа работы, направленных на создание в Республике Карелия новой системы обращения с отходами в Республике Карелия.

Среди прочего, в рамках Региональной программы создан учет с целью ликвидации объектов накопленного вреда, представляющих наибольший экологический риск в результате прошлой экономической деятельности.

При этом указанные природоохранные мероприятия включаются в план мероприятий в случае, если их реализация предусмотрена на объектах (территориях, акваториях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также на бесхозных объектах.

Таким образом, доводы ответчика относительно бездействия Министерства в рамках Региональной программы обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку свалка, ликвидация которой является предметом настоящего спора, находится на арендованном АО «Запкареллес» участке лесного фонда.

Оснований для признания Общества ненадлежащим ответчиком по спору не имеется, поскольку именно ответчик является лицом, обязанным не допускать захламления на арендованном участке.

Кроме того, о наличии на территории передаваемого в аренду участка лесного фонда несанкционированной свалки арендатору было известно на момент заключение договора аренды, что не опровергнуто представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, а также следует из проекта освоения лесов на участке, переданном в аренду ответчику.

В материалы настоящего дела не представлены сведения, позволяющие установить лиц, осуществивших несанкционированное захламление на переданном Обществу в аренду лесном участке.

При этом установление лица (лиц), осуществивших складирование ТКО, не освобождает ответчика от обязанности по надлежащему содержанию арендованного участка лесного фонда.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции верно отметил, что ответчик вправе в порядке регресса обратиться к лицу, осуществившему незаконное складирование отходов, с требованием о возмещении убытков в связи с ее ликвидацией в случае доказанности вины последнего.

При этом, довод апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика в образовании свалки отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку именно лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к коим относится и ответчик, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).

То обстоятельство, что Общество не ведет деятельность в квартале 11, не освобождает его от содержания в надлежащем состоянии арендуемого участка.

Порядок исполнения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку определяется ответчиком самостоятельно.

При указанных обстоятельствах оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения у апелляционного суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 10.03.2023 по делу №  А26-6557/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Масенкова

Судьи

Е.И. Пивцаев

 Н.С. Полубехина