ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6600/19 от 06.07.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 июля 2020 года

Дело № А26-6600/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 16.06.2020

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10204/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.02.2020 по делу № А26- 6600/2019, принятое

по заявлению акционерного общества «Тандер»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия

о признании недействительными предписаний от 29.03.2019 № 15, от 29.03.2019              № 22/67- П, от 29.03.2019 № 22/22-П, от 29.03.2019 № 21, от 29.03.2019 № 5

установил:

Акционерное общество «Тандер» (далее – Общество, АО «Тандер») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия заявлениями (с учетом уточнения требований, принятых судом 14.11.2019) о признании недействительными предписаний  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее – административный орган, Управление) от 29.03.2019 №15, от 29.03.2019 №22/67-П, от 29.03.2019 №22/22-П, от 29.03.2019 №21, от 29.03.2019 №5 в полном объеме.

Определением от 03.09.2019 дела №№ А26-6600/2019, А26-6599/2019, А26-6598/2019, А26-6586/2019, А26-6602/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А26-6600/2019.

Решением суда от 25.02.2020 требования заявителя удовлетворены, суд признал предписания Управления от 29.03.2019 №15, от 29.03.2019 №22/67-П, от 29.03.2019 №22/22-П, от 29.03.2019 №21, от 29.03.2019 №5 недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что Законом № 294-ФЗ не установлено, что срок проведения проверки (60 рабочих дней), указанный в пункте 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, представляет собой общий срок проверок всех филиалов, представительств, подразделений юридического лица и его следует исчислять в совокупности По мнению подателя жалобы, поскольку Общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, то срок проведения проверочных мероприятий в отношении каждого филиала, представительства, подразделения в силу части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ устанавливается отдельно. По мнению подателя жалобы, с учетом того, что Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия является самостоятельным органом государственного контроля (надзора), который проводил проверку, недопустимо суммирование ее срока со сроками проверок других органов государственного контроля(надзора) в других субъектах Российской Федерации.

В судебном заседании представитель АО «Тандер» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

От Управления 06.07.2020 поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 АПК РФ. Поскольку объективная и техническая возможность проведения судебного заседания 06.07.2020 с использованием системы видеоконференц-связи в пределах установленного законом срока рассмотрения дела отсутствует, ходатайство Управления отклонено судом на основании части 1 статьи 153.1 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.01.2019 № 22, распоряжения от 25.02.2019 №18-р «О продлении плановой проверки» в отношении АО «Тандер» проведена плановая выездная проверка по местам осуществления фактической деятельности на территории Республики Карелия, по результатам которой составлен акт проверки от 29.03.2019 № 22, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

По результатам проверки Управлением также выданы Обществу предписания от 29.03.2019 №15, № 22/67-П, № 22/22-П, № 21, № 5 об устранении нарушений.

Не согласившись с указанными предписаниями, АО «Тандер» обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции  пришел к выводу о наличии грубых нарушений порядка организации и проведения проверки, установленных Законом № 294-ФЗ, в связи с чем признал предписания Управления от 29.03.2019 №15, № 22/67-П, № 22/22-П, № 21, № 5  недействительными.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Порядок организации и проведения плановой проверки регламентирован статьей 9 Закона № 294-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В соответствии с  частью 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 данной статьи.

Согласно части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Такой перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

В соответствии с пунктом 20 Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

В силу части 4 данной статьи в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе сведения о наименовании юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (части 5 и 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

В силу пункта 2 части 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного закона (часть 11 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ определено, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В силу части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

При этом часть 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, ограничивающая общий срок проведения проверки нескольких структурных подразделений юридического лица, не исключает общее правило о том, что такая проверка проводится именно в отношении самого юридического лица, а не его филиалов или представительств, непосредственно включаемых в ежегодные планы проведения плановых проверок, а также не отменяет действие части 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, в силу которой проведение в отношении юридического лица плановых проверок допускается не чаще одного раза в три года.

Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, общий срок проведения проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, во избежание чрезмерного ограничения прав проверяемого лица не может превышать 60 рабочих дней, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого юридического лица.

Шестидесятидневный срок устанавливает общую продолжительность проверки юридического лица (в том числе его филиалов), однократно и комплексно проводимой не чаще чем один раз в три года (иной срок, установленный в соответствии с требованиями части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ).

Следовательно, установленный Законом № 294-ФЗ срок между плановыми проверками юридического лица должен исчисляться с даты проведения последней плановой проверки в отношении каждого из филиалов, представительств такого юридического лица.

Как следует из материалов дела, спорная проверка, проводилась на основании распоряжения Управления от 17.01.2019 № 22 с учетом распоряжения от 25.02.2019  № 18-р в период с 05.02.2019 по 29.03.2019, срок проведения проверки составил: 38 рабочих дней.

Вместе с тем, как установлено судом и не опровергнуто административным органом, в 2019 году в отношении АО «Тандер» и его филиалов, территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно паспортов проверок, размещенных на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru и отражающих результат проверок, были проведены следующие плановые выездные проверки:

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 20.12.2018 № 2501/ТР в период с 15.01.2019 по 11.04.2019 - 16 рабочих дней (акт проверки №2501/ТР, №179/ТР от 12.03.2019);

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 25.01.2019 № 105/в. в период с 04.02.2019 по 01.04.2019 - 39 рабочих дней;

 - на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 17.01.2019 № 22 в период с 05.02.2019 по 29.03.2019 - 38 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ивановской области от 14.02.2019 № 115 в период с 11.03.2019 по 05.04.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 20.02.2019 № 19060714 в период с 11.03.2019 по 05.04.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 25.02.2019 № 240 в период с 11.03.2019 по 05.04.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 17.04.2019 № 2138, 2369 о внесении изменений, № 3836 от 13.06.2019 от 05.04.2019 в период с 15.04.2019 по 17.06.2019 - 38 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 12.04.2019 № 01-01-01-03-08/10489 в период с 18.04.2019 по 20.06.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.04.2019 № 03/108 в период с 22.04.2019 по 24.05.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 28.02.2019 № 04-325 в период с 06.05.2019 по 04.06.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 08.05.2019 № 184 в период с 24.05.2019 по 21.06.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 25.04.2019 № 354/19 в период с 06.05.2019 по 03.07.2019 - 21 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 13.06.2019 № 421/03 в период с 24.06.2019 по 05.07.2019 - 10 рабочих дней;

 - на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 21.05.2019 № 0471 в период с 10.06.2019 по 08.07.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 22.05.2019 № 207 в период с 04.06.2019 по 02.07.2019 - 20 рабочих дней;

 - на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 28.05.2019 № 2238 в период с 13.06.2019 по 10.07.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Тверской области от 17.07.2019 № 02/1478 в период с 29.07.2019 по 23.08.2019 - 20 рабочих дней;

 - на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия от 23.07.2019 № 282 в период с 05.08.2019 по 30.08.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 10.07.2019 № 526 в период с 07.08.2019 по 03.09.2019 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Омской области от 21.08.2019 № 1256 в период с 09.09.2019 по 04.10.2019 - 20 рабочих дней.

Согласно пункта 1 части 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 322,  она является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В пункте 4 части 1 указанного Положения отражено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764, в котором указано, что исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия является  территориальным органом, осуществляющим функции по проведению проверок от имени Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал, что все вышеуказанные проверки проведены одним контролирующим органом - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории различных субъектов Российской Федерации, но в отношении одного юридического лица (АО «Тандер»).

При этом общий срок проведения проверок в отношении Общества в 2019 году значительно превысил 60 рабочих дней.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции в 2018 году в отношении АО «Тандер» и его филиалов, территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно паспортов проверок, размещенных на сайте Генеральной прокуратуры РФ www.genproc.gov.ru и отражающих результат проверок, были проведены в том числе следующие плановые выездные проверки:

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Курской области от 05.04.2018 № 743 в период с 25.04.2018 по 14.06.2018 - 40 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю №2090 от 29.10.2018 в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 - 20 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю №: 613-р от 28.09.2018 в период с 15.10.2018 по 12.11.2018 - 40 рабочих дней;

- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Липецкой области №: 20/03-3 от 23.01.2018 в период с 05.02.2018 по 05.03.2018 - 20 рабочих дней.

Тем самым, в 2018 году срок проверок АО «Тандер» превысил 60 рабочих дней, а с момента последней проверки на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 29.10.2018 № 2090 в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 прошло менее 2-х месяцев.

Из вышеизложенного следует, что проведение спорной проверки было включено в план мероприятий по надзору на 2019 год, распоряжение о ней вынесено и проведение проверки назначено до истечения срока, указанного в части 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, то есть при отсутствии к тому предусмотренных законом правовых оснований и с нарушением периодичности проведения плановых проверок.

В части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).

Таким образом, проведенная Управлением в период с 05.02.2019 по 29.03.2019 на основании распоряжений от 17.01.2019 № 22, от 25.02.2019  № 18-р проверка в отношении АО «Тандер» и ее результаты, в том числе оспариваемые предписания, являются незаконными в силу требований статьи 20 Закона N 294-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые предписания Управления от 29.03.2019 № 15, от 29.03.2019 № 22/67-П, от 29.03.2019 № 22/22-П, от 29.03.2019 № 21, от 29.03.2019 № 5 недействительными, не соответствующими Закону № 294-ФЗ и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушения норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда от 25.02.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 25 февраля 2020 года по делу №  А26-6600/2019 9  оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Н.И. Протас

 О.В. Фуркало