ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6792/20 от 16.12.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 декабря 2020 года

Дело № А26-6792/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Барминой И.Н., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Вардиковой А.А.,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): Пехота А.О., по доверенности от 29.12.2018;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-32603/2020 )  Министерства спорта Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2020 г. по делу № А26-6792/2020 , принятое

по заявлению  Министерства спорта Республики Карелия

к  Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия

об отмене представлений,

установил:

Министерство спорта Республики Карелия  (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее –Управление)   об отмене представления от 02.04.2020 № 06-20-23/11-3320. 

Решением от 29.09.2020 Арбитражный суд Республики Карелия в удовлетворении заявленных требований отказал.

Министерство не согласившись с вынесенным решением суда обратилось с апелляционной жалобой в которой ссылается на то, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, поскольку раннее в отношении Министерства  раннее была проведена плановая проверка использования  средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры  и спора в Российской Федерации на 2016-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Плановое контрольное мероприятие в отношении одного объекта контроля и одной  темы контрольного мероприятия  составляет  не более раза в год.

Министерство, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с поручением Федерального казначейства от 23.12.2019 № 07-04-18/09-27961 в период с 21.01.2020 по 03.02.2020 на основании приказа Управления от 10.01.2020 № 1 «О назначении внеплановой камеральной проверки в Министерстве спорта Республики Карелия» проведена внеплановая камеральная проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в Министерстве за 2016-2019 годы.

По результатам проверки составлен акт от 03.02.2020.

В рамках реализации результатов камеральной проверки в адрес Министерства направлено представление с требованием в срок до 01.09.2020 устранить бюджетное нарушение путем возврата в федеральный бюджет средств субсидии, использованных с нарушением, в сумме 5 200 470 рублей и принять меры по устранению причин и условий данного бюджетного нарушения.

Представление получено Министерством 10.04.2020.

Не согласившись с указанным представлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности представления Управления, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда от 29.09.2020 на основании следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.

Как следует из материалов дела, ранее в отношении Министерства была проведена плановая проверка использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в Министерстве за 2016-2019 годы.

09.09.2019 Управлением в отношении Министерства вынесено представление №06-20-20/11-11318, в соответствии с которым в срок до 10.12.2019 Управление требует устранить бюджетное нарушение  путем возврата в федеральный бюджет средств субсидии. Использованных с нарушением в сумме 5 200 470 рублей и принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем ознакомления ответственных должностных лиц с результатами проверки в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства РФ в дальнейшем.

11.10.2019 Министерство подало жалобу об оспаривании представления.

17.12.2019  Управлением вынесено предписание №00-20-20/11-15355.

20.12.2019 Министерством финансов принят приказ №411 об удовлетворении жалобы Министерства спорта, в соответствии с которым представление от 09.09.2019 №06-20-10/11-11318 отменено.

Плановое контрольное мероприятие в отношении одного объекта контроля и одной  темы контрольного мероприятия  составляет  не более раза в год. При формировании  плана контрольных мероприятий в целях исключения дублирования деятельности по контролю учитывается поступившая от других государственных органов информация о планируемых идентичных мероприятиях.

Судом апелляционной инстанции установлено, что внеплановая проверка, по результатам которой  Управлением вынесено представление от 02.04.2020 № 06-20-23/11-3320, проведена по тем же обстоятельствам.

Данные обстоятельства также подтверждаются представленными запросами, в том числе о предоставлении документов, согласно которым Управление в ходе проведения проверочных мероприятий изучает один и тот же предмет проверки, а именно Соглашение  от 16.02.2017 №777-09-165 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на закупку спортивного оборудования длЯ специализированных детско – юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерв.  

Таким образом, основания предусмотренные частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ для проведения внеплановой проверки деятельности заявителя  отсутствуют.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлено нарушение: «неэффективное использование денежных средств межбюджетных трансфертов». Оборудование на сумму 5 940 000 рублей   передано в 2018 году в собственность муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в целях дальнейшей передачи в оперативное управление «Медвежьегорская школа №1», которая не соответствует требованиям, предъявляемым к спортивным школам и училищам олимпийского резерва.

В 2017 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Приказом Министерства спорта Российской Федерации №16 от 16.01.2017 «О распределении в 2017 году между субъектами Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» по расходам федерального бюджета «Прочие расходы» на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва» и Соглашением от 16.02.2017 № 777-09-165 Республике Карелия была предоставлена субсидия из федерального бюджета на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва в сумме 21 100 000 рублей.

Указанное соглашение заключено по средствам государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» сроком на один финансовый год.

За счет средств субсидии были приобретены спортивное оборудование
для общефизической подготовки и иное спортивное оборудование по
перечню, согласованному с Министерством спорта Российской Федерации,
на общую сумму 24 100 000 рублей.

Оборудование было приобретено для государственного бюджетного образовательногоучреждения дополнительного образования «Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» Республики Карелия, что соответствует «Перечню мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» установленное Приложением № 1 к Соглашению.

В  соответствии с заключенным Соглашением от 16.02.2017 № 777-09-165 результатом исполнения соглашения является закупка спортивного оборудования.

По итогам реализации мероприятий Министерством был направлен отчет в адрес Министерства спорта Российской Федерации. Вопросов по исполнению условий соглашения и полноты представленной отчетной информации у Министерства спорта Российской Федерации к Министерству нет. Все условия Соглашения в части исполнения порядка и условий предоставления субсидии исполнены в полном объеме.

Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 212 «Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из Федерального фонда регионального развития»;

Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации вводит ограничения в порядок предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях государственной поддержки экономической деятельности в зоне территориального развития.

Ограничений в отношений субсидий из федерального бюджета на софинансирование государственных программ субъектов Российской   Федерации,   направленных   на   цели   развития   физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» по расходам федерального бюджета «Прочие расходы» на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва законодательством не установлено.

Таким образом, Министерством спорта Российской Федерации выделены финансовые средства с целью совершения определенных действий в определенный период времени.

Правительство Республики Карелия поручило реализацию условий соглашения Министерству спорта Республики Карелия, которое в свой адрес поручило это ГБУ РК «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва». Указанные обязательства должны были быть исполнены в рамках финансово года, то есть до 31.12.2017.

Субсидия на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва перечислена Министерством Учреждению на основании Соглашения о предоставлении целевой субсидии от 27.04.2017 №4.

В рамках исполнения Соглашения №4, Учреждение по государственному контракту от 10.08.2017 №01112000033017000018приобрело     два     комплекта     спортивного оборудования. Следовательно, право собственности на комплекты спортивного оборудования перешло Республике Карелия, а ГБУ РК «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва» в оперативное управление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ в содержание права собственности включены права на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Следовательно, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, после выполнения условий Соглашения заключенного в 2017 году и реализованного в этом же финансовом году, право собственности на имущество перешло собственнику имущества, то есть Республике Карелия. Следовательно, собственник вправе самостоятельно решать дальнейшую судьбу такого имущества.

В представлении Управлением сделаны выводы и о том, что согласно целевым индикаторам к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302  передача оборудования на сумму 5 940 000 рублей в 2018 году в собственность муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и дальнейшая передача в оперативное управление «Медвежьегорская школа №1» повлияла на результаты исполнения Государственной программы.

Однако заключение не обосновано, не содержит конкретной прямой взаимосвязи, нет четкого указания на невыполненный показатель или индикатор Государственной программы или результат, который, по мнению Управления не достигнут в ходе исполнения мероприятий Государственной программы.

В соответствии со статьями 34, 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств, то есть Министерство спорта РФ, возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств.

Соответствующаяая норма раскрывается в статье 47 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (в ред. от 09.04.2020) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и где на ответственного исполнителя возложена обязанность по организации реализации государственной программы, осуществлению на постоянной основе мониторинга реализации государственной программы, принятию решения о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, а также ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, конечные результаты ее реализации.

Однако выводы Управления не содержат указания на экспертное мнение или заключение ответственного исполнителя Государственной программы по вопросам исполнения условий соглашения, полноты представленной отчетной информации, исполнения показателей Государственной программы.

Кроме того, Медвежьегорская школа №1 является базовой для пополнения контингента Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва» и учебно-тренировочной базой в период подготовки и проведения всероссийских и межрегиональных соревнований. Воспитанники, входящие в составе контингента Государственного    бюджетного учреждения Республики Карелия «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва» включенные в состав сборных команд республики осуществляют тренировочный процесс, в том числе на базе Медвежьегорская школа № 1, что также опровергает вывод о неисполнении показателей Государственной программы.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что представление Управления Федерального казначейства по Республики Карелия  от 02.04.2020 №06-20-23/11-3320  является законным и обоснованным.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции  от 29.09.2020 подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 29.09.2020 по делу №  А26-6792/2020   отменить.

Представление Управления Федерального казначейства по Республики Карелия  от 02.04.2020 №06-20-23/11-3320 отменить.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

И.Н. Бармина

 Н.И. Протас