ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6806/2021 от 05.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 июля 2022 года

Дело №А26-6806/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.

при участии:

от заявителя-1: Ерохин Н.В. по доверенности от 16.08.2021

от заявителя-2: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: Алешина С.С. по доверенности от 01.02.2022 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14137/2022) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2022 по делу № А26-6806/2021, принятое

по заявлению 1) АО "Север-Строй Ушкальский"; 2) ООО "Север-Строй"

к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

об оспаривании решения об отказе в переоформлении лицензии

установил:

акционерное общество «Север-Строй Ушкальский» (ОГРН 1191001008824, адрес: 186955, Республика Карелия, Муезерский р-н, пос. Гимолы, ул. Школьная, уч. 28, стр. 28; далее - АО "Север-Строй Ушкальский", заявитель-1) и общество с ограниченной ответственностью «Север-Строй» (ОГРН 1061001062000, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 37, кв. 64; далее - ООО "Север-Строй", заявитель-2) обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 11.08.2021 об отказе в переоформлении лицензии и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением от 30.03.2022 суд первой инстанции признал недействительным решение Министерства об отказе АО «Север-Строй Ушкальский» в переоформлении лицензии ПТЗ 01370 ТР на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на проявлении «Ушкальское» с целью производства щебня, изложенное в протоколе заседания комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения от 11.08.2021; обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «Север-Строй Ушкальский» и ООО «Север-Строй» путем переоформления на АО «Север-Строй Ушкальский» лицензии ПТЗ 01370 ТР на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на проявлении «Ушкальское» с целью производства щебня в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения в законную силу; взыскал Министерства в пользу АО «Север-Строй Ушкальский» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что согласно заявке АО «Север-Строй Ушкальский» от 24.05.2021 основанием для переоформления лицензии является абзац шестой части первой статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон № 2395-1). При этом заявок с основанием переоформления лицензии на основании абзаца восьмого части первой статьи 17.1 Закона 2395-1 в адрес Министерства не поступало. Кроме того, Министерство указывает на то, что заявителем не представлено доказательств наличия необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, квалифицированных специалистов, имущественного комплекса и т.д.; не подтвержден факт передачи претенденту геологической информации и проектной документации, необходимых для проведения работ на участке недр (договоры, акты приема-передачи); имущество организации-должника распределено между двумя акционерными обществами, при этом имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии, передано другому юридическому лицу.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель АО "Север-Строй Ушкальский" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

ООО "Север-Строй", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заявителя-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Лицензия ПТЗ 01370 TP на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на проявлении «Ушкальское» с целью производства щебня (Муезерский муниципальный район) предоставлена ООО «Север-Строй». Дата государственной регистрации лицензии - 05.07.2006. Срок окончания действия лицензии - 30.06.2031 (т.1 л.д.21).

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21 января 2016 года (резолютивная часть решения от 20 января 2016 года) по делу № А26-3008/2015 ООО «Север-Строй» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Северов А.Г.

Протоколом собрания кредиторов ООО «Север-Строй» от 10.10.2017 утвержден план замещения активов должника путем создания двух акционерных обществ: АО «Север-Строй Транс» и АО «Север-Строй Ушкальский».

Протоколом № 2 собрания кредиторов ООО «Север-Строй» от 31.01.2018 зафиксированы принятые решения об учреждении обществ, создаваемых путем замещения активов ООО «Север-Строй», и утверждении их наименований; об утверждении перечня имущества, вносимого в оплату уставных капиталов акционерных обществ, создаваемых путем замещения активов должника, а также величины денежной оценки этого имущества и имущественных прав.

11.12.2019 и 17.12.2019 Центральным банком Российской федерации (Банк России) проведена государственная регистрация выпуска ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский» и АО «Север-Строй Транс».

В указанные общества 27.09.2019 ООО «Север-Строй» было передано следующее имущество:

АО «Север-Строй Ушкальский» переданы: Бытовка; Автомобиль УАЗ-390994; Автогрейдер Nord-Verk 170MS; Бетоносмеситель СБ-500; Генератор дизельный; Блок-контейнер 6x2.45; Трактор LANNEN S10B; Грузовик YUEJIN NJ1041DBZ; Самосвалы Шанкси; Ковш экскаваторный 2м3; Радиостанция Motorola GP340 136-174МГц; Административно-бытовые корпуса в п. Гимолы; Ангар с ремзоной; Линии электропередач; Трансформаторная подстанция; Временные дороги от промышленной площадки в карьер.

АО «Север-Строй Транс» переданы: Земельный участок (кадастровый номер 10:19:0140104:3), расположенный по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, п. Гимолы; Подъездной железнодорожный путь необщего пользования (кадастровый номер 10:19:0140202:168), расположенный по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, с/п Суккозерское, п.Гимолы, станция Гимольская; Стрелочный перевод Р-65 1/9 пр. 2434 2008 г.п.

02.07.2020 АО «Север-Строй Ушкальский» направило в Министерство заявку вх. № 7792 на переоформление лицензии на пользование недрами ПТЗ 01370 ТР.

07.09.2020 комиссией Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения со ссылкой на пункт 9 Порядка переоформления лицензий и результаты экспертизы заявочных документов претенденту было отказано в переоформлении лицензии ПТЗ 01370 ТР, поскольку экспертизой установлена некомплектность документов, предоставленных АО «Север-Строй Ушкальский» к заявке на переоформление лицензии.

24.05.2021 АО «Север-Строй Ушкальский» повторно обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии (вх. № 7283).

12.08.2021 комиссией Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения повторно отказано в переоформлении лицензии со ссылкой на экспертное заключение от 11.08.2021.

В ходе экспертизы Министерством установлено:

Заявка АО «Север-Строй Ушкальский» от 24.05.2021 № б/н с приложением комплекта документов поступила в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия 24.05.2021 (вход. № 7283).

По результатам анализа документов, прилагаемых АО «Север-Строй Ушкальский» к заявке, Министерство пришло к выводу о том, что основанием переоформления лицензии является абзац 6 статьи 17.1 Закона о недрах, согласно которому юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.

Во исполнение требований пункта 3 Порядка переоформления лицензий заявителем представлены следующие документы:

- согласие владельца лицензии ООО «Север-Строй» от 15.06.2021 № б/н на переоформление лицензии ПТЗ 01370 TP, подписанное конкурсным управляющим ООО «Север-Строй» Северовым А.Г., действующим на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия по делу А26-3008/2015 (на момент подачи заявки владелец лицензии ООО «Север-Строй» (ИНН 1001177570) сохраняет статус юридического лица);

- копия Устава АО «Север-Строй Ушкальский»;

- решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2016 дело № А26-3008/2015;

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о юридическом лице ООО «Север-Строй» по состоянию на 22.05.2021;

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о юридическом лице ООО «Север-Строй» по состоянию на 08.08.2021;

- копия Решения № 1 от 23.08.2019 единственного учредителя акционерного общества «Север-Строй Ушкальский» о создании АО «Север-Строй Ушкальский» и назначении единоличного исполнительного органа;

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о юридическом лице АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 22.05.2021;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет АО «Север-Строй Ушкальский» от 27.09.2019;

- протоколы собраний кредиторов ООО «Север-Строй» от 10.10.2017 и от 31.01.2018;

- копия решения о выпуске акций АО «Север-Строй Ушкальский» от 26.11.2019 ;

- копия отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский» от 26.11.2019;

- оригинал списка владельцев ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 21.05.2021, предоставленного держателем реестра АО «Реестр».

Министерство указало, что согласие владельца лицензии, как и заявка претендента, содержит указание на номер пункта статьи Закона без приведения его редакции.

Министерство в экспертном заключении также указало, что в соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления лицензий заявителем представляется пакет документов зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами. Основание переоформления лицензии абзац шестой статьи 17.1 Закона о недрах, подпункт 4 пункта 4 Порядка переоформления лицензий.

В зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами, во исполнение требований подпункта 4 пункта 4 Порядка переоформления лицензий претендент обязан представить:

документы, подтверждающие, что доля прежнего юридического лица – пользователя недр составляет не менее половины уставного капитала претендента на момент перехода пользования недрами;

данные о том, что претенденту передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, и имеются необходимые лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами;

данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также о наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и о наличии квалифицированных специалистов.

В качестве подтверждения, что доля прежнего юридического лица - пользователя составляет не менее половины уставного капитала претендента на момент перехода пользования недрами, заявителем представлены следующие документы:

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о юридическом лице АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 22.05.2021;

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о юридическом лице АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 08.08.2021;

- оригинал Списка владельцев ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 21.05.2021, предоставленного держателем реестра АО «Реестр».

В ходе проведения экспертизы Министерством дополнительно получена выписка из ЕГРЮЛ по АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 06.08.2021, подтверждающая, что доля прежнего юридического лица - пользователя недр составляет не менее половины уставного капитала претендента на момент перехода права пользования недрами.

В пункте 5 Порядка переоформления лицензий установлено, что данными о наличии у претендента необходимых финансовых средств для безопасного проведения работ, связанных пользованием недрами, являются:

копии бухгалтерских балансов претендента (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих их представление в налоговые органы;

копия аудиторского заключения бухгалтерской (финансовой) отчетности претендента за год, предшествующий подаче заявки, если в соответствии с федеральными законами отчетность претендента подлежит обязательному аудиту;

справки из банка о движении денежных средств по счетам претендента в течение месяца, предшествующего регистрации заявки в уполномоченном органе;

справки из банка об остатке денежных средств на счетах претендента, полученные не ранее, чем за месяц до момента регистрации заявки в уполномоченном органе;

копии договоров займа или кредита с приложением доказательств, подтверждающих передачу денежных средств претенденту, в случае отсутствия у претендента необходимых собственных финансовых средств.

Во исполнение требований пункта 5 порядка претендентом представлены следующие документы:

- бухгалтерская отчетность АО «Север-Строй Ушкальский» по состоянию на 31.12.2020 с отметкой о принятии отчетности налоговым органом;

- информационное письмо ООО «Реновация» от 16.03.2021 № 1/16/03/21 об источнике финансирования работ, связанных с освоением месторождения Ушкальское с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего данное письмо;

- выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «Реновация» по состоянию на 22.05.2021 и по состоянию на 08.08.2021;

- копия бухгалтерской отчетности ООО «Реновация» за 2020 год (с сайта https://www.rusprofde.ru/accounting);

- копия бухгалтерской отчетности ООО «Реновация» за 2020 год (не подписана директором общества);

- информационное письмо ООО ИК «Восточные ворота» от 16.03.2021 № 1-16/03/21 об источнике финансирования работ, связанных с освоением месторождения Ушкальское с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего данное письмо;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО ИК «Восточные ворота» по состоянию на 23.05.2021;

- копия Оборотной ведомости по лицевым счетам ООО «Реновация», предоставленная ООО Банк Оранжевый за период с 01.01.2020 по 31.12.2020;

- копия бухгалтерской отчетности ООО ИК «Восточные ворота» за 2020 год.

По результатам анализа документов, представленных в качестве подтверждения наличия финансовых средств в объеме необходимом для финансирования работ, связанных с намечаемым пользованием недрами Министерством установлено, что представленные документы не соответствуют требованиям пункта 5 Порядка переоформления лицензий, что не позволяет их принять в качестве подтверждения наличия финансовых средств у претендента.

Пунктом 6 Порядка переоформления лицензий установлено, что данными о наличии у претендента необходимых технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

документы, подтверждающие принадлежность претенденту технических средств, необходимых для проведения работ на участке недр (копии договоров, актов приема-передачи, счетов-фактур и др.);

копии договоров подряда на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, в случае, если претендент планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации;

документы, подтверждающие принадлежность подрядчику технических среде необходимых для проведения работ на участке недр, в случае, если претендент планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации (копии договоров, актов приема-передачи, счетов-фактур и др.);

копии лицензий на отдельные виды деятельности, связанные с пользованием недр осуществляемые претендентом или привлекаемыми им подрядными организациями.

Во исполнение данного требования претендентом представлены следующие документы:

- информационное письмо ООО «Реновация» от 23.06.2021 № 1/23/06/21 о достигнутом соглашении на поставку завода для производства щебня с приложением коммерческих предложений;

- копия договора подряда № 08-бвр от 01.02.2020, заключенного между заявителем и ООО «Карелвзрывпром», на выполнение буровзрывных работ;

- копия договора от 28.06.2021 № 29-М-21, заключенного с ООО «Геомарксервис» на выполнение комплекса маркшейдерских работ;

- копия договора от 23.06.2021 № 26-11-21, заключенного с ООО «Геомарксервис» на выполнение корректировки графической части проекта горного отвода;

- копия договора от 23.06.2021 № 28-ПРПГ-21, заключенного с ООО «Геомарксервис», на подготовку документации «Плана развития горных работ на 2021 год на карьере по добыче строительного камня с целью производства щебня на месторождении «Ушкальское», расположенном в Муезерском районе РК»;

- копия договора от 23.06.2021 № 27-М-21, заключенного с ООО «Геомарксервис», на подготовку разрешительной документации, необходимой для производства маркшейдерских работ;

- копия договора подряда № 1/05 от 18.05.2021, заключенного между заявителем и ООО «Сонда», на выполнение работ по разработке карьера, включая приложения к нему;

- копия договора об оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава от 29.06.2020, заключенного между АО «Север-Строй Ушкальский» и ООО «Инварда-Транс Логистика»;

- копии паспортов технических средств ООО «Сонда»;

- перечень оборудования ООО «Сонда», подписанный генеральным директором общества;

- копия лицензии на производство маркшейдерских работ, выданная «Геомарксервис»;

- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (проектирование) № 0009.03-2009-1001142970-П-047 от 26.10.2011, выданного ООО «Геомарксервис».

При проведении экспертизы на официальном портале национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Министерством получена выписка из единого реестра членов в отношении ООО «Геомарксервис» от 11.08.2021 № 1001142970-11082021-1 (проектирование). ООО «Геомарксервис» является действующим членом СРО, последняя проверка в отношении члена СРО проводилась 15.12.2020, выявлены нарушения, дисциплинарного воздействия не применялись.

Министерство отметило следующее:

- не представлены в полном объеме копии паспортов технических средств, переданных по акту приема передачи имущества, вносимого в оплату уставного капитала от 27.09.2019, объяснений по данному факту также не представлено;

- договор подряда № 08-бвр от 01.02.2020, заключенный между заявителем и ООО «Карелвзрывпром», не содержит сведений о стоимости выполняемых по договору работ;

- заявителем не представлено документов, подтверждающих факт наличия технических средств у привлекаемого подрядчика ООО «Карелвзрывпром», а также копий лицензий на отдельные виды деятельности, осуществляемые данной подрядной организацией;

- копии договоров подряда на бумажном носителе не заверены в установленном порядке (скан данных договоров снят с оригинала);

- заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности ООО «Сонда» на оборудование, перечень которого представлен данной организацией (паспорта технических средств, карточки учета основных средств и т.д.);

- заявителем не представлено документов, подтверждающих факт наличия у ООО «Геомарксервис» специалистов и технического оборудования для выполнения работ по заключенным договорам подряда.

Анализ документов, представленных в качестве подтверждения наличия у претендента необходимых технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, свидетельствует, как указало Министерство, об их несоответствии требованиям пункта 6 Порядка переоформления лицензий.

Министерство также сослалось на пункт 6.1 Порядка переоформления лицензий, которым установлено, что данными о наличии у претендента квалифицированных специалистов являются:

копия штатного расписания претендента;

пофамильный перечень специалистов и рабочих претендента, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр;

копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов и рабочих претендента (дипломы, единые книжки взрывников, водительские удостоверения и др.);

в случае, если претендент планирует привлекать для проведения работ на участке недр подрядные организации - копия штатного расписания привлекаемой подрядной организации;

пофамильный перечень специалистов и рабочих привлекаемой подрядной организации, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр;

копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов и рабочих привлекаемой подрядной организации (дипломы, единые книжки взрывников, водительские удостоверения и др.).

Во исполнение требований п. 6.1 Порядка переоформления лицензий заявителем представлены следующие документы:

- штатное расписание ООО «Сонда» на период 2021 год, утвержденное приказом организации 30.12.2020 с приложением копий дипломов, удостоверений специалистов, подтверждающих их квалификацию, на 16 л.

В качестве нарушения Министерство отметило следующее:

- заявителем не представлены копии штатного расписания как самого заявителя, так и подрядных организаций, привлекаемых им для выполнения отдельных работ, связанных с планируемым пользованием недрами (за исключением ООО «Сонда»);

- заявителем не представлено документов, подтверждающих факт наличия квалифицированных специалистов у привлекаемых подрядчиков, в том числе ООО «Карелвзрывпром», ООО «Геомарксервис»;

- заявителем не представлен пофамильный перечень специалистов и рабочих привлекаемых подрядных организации, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр;

- заявителем не представлено документов, подтверждающих факт наличия технических средств у привлекаемого подрядчика ООО «Карелвзрывпром», а также копий лицензий на отдельные виды деятельности, осуществляемые привлекаемой претендентом подрядной организацией.

Пунктом 6.2 Порядка переоформления лицензий установлено, что данными, подтверждающими передачу претенденту имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, предоставленного в пользование, являются:

документы, подтверждающие передачу претенденту недвижимого имущества и технических средств, необходимых для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, предоставленного в пользование (договоры, акты приема-передачи). При этом указанное имущество должно быть передано в собственность претенденту или предоставлено ему на ином праве, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, на срок, равный сроку пользования недрами, установленному в лицензии на пользование недрами;

документы, подтверждающие передачу претенденту геологической информации проектной документации, необходимых для проведения работ на участке недр (договоры, акты приема-передачи).

Во исполнение требований пункта 6.2 претендентом представлены акт приема-передачи имущества, вносимого в оплату уставного капитала от 27.09.2019, с приложением копий паспортов технических средств на 11 л.

Согласно информации, изложенной в заявке АО «Север-Строй Ушкальский» от 02.07.2020 б/н, собранием кредиторов ООО «Север-Строй» от 10.10.2017 принято решение о проведении замещения активов общества путем передачи имущества во вновь созданные акционерные общества (АО «Север-Строй Ушкальский» и АО «Север-Строй Транс»).

По результатам проведенной экспертизы Министерством установлено, что документы, представленные в качестве подтверждения факта передачи имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, не соответствуют требованиям пункта 6.2. Порядка переоформления лицензий.

Кроме того, не представлены документы, подтверждающие факт передачи заявителю геологической информации и проектной документации, необходимой для продолжения работ на участке недр.

В качестве существенного замечания Министерство отметило, что абзацем 6 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах (согласно заявке АО «Север-Строй Ушкальский» 02.07.2020, вход. № 7792 - пункт 5 статьи 17.1 Закона о недрах) определено условие перехода права пользования недрами, в том числе если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.

Анализ комплекта документов позволил Министерству сделать вывод о том, что в нарушение данного требования имущество ООО «Север-Строй», необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, разделено между двумя акционерными обществами АО «Север-Строй Ушкальский» (претендент) и АО «Север-Строй Транс», созданными на имущества предприятия банкрота, являющегося пользователем недр, путем замещения активов.

В соответствии с пунктом 7 Порядка переоформления лицензий заявитель обязан представить документы в одном экземпляре на бумажном носителе с приложением копий данных документов в электронной форме на электронном носителе, копии документов заверяются в установленном порядке.

Во исполнение данного требования заявителем представлены документы на бумажном носителе с приложением сканов документов в электронной форме на электронном носителе

Дополнительно заявителем представлены следующие документы:

- копия договора поставки горной массы № 1-ССУ Р/2021 от 30.04.2021, заключенного между претендентом и ООО «Реновация»;

- копия договора аренды № 01 от 29.04.2021, заключенного между АО «Север-Строй Транс» и ООО «Реновация» на предоставление во временное владение имущества: земельный участок, подъездной ж/д путь, стрелочный перевод;

- копия решения единственного участника АО «Север-Строй Транс» от 23.08.20 о создании общества и назначении единоличного исполнительного органа общества;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет АО «Север-Строй Транс 27.09.2019;

- копия решения о выпуске акций АО «Север-Строй Транс» от 03.12.2019;

- копия отчета об итогах выпуска ценных бумаг АО «Север-Строй Транс» от 03.12.2019;

- акт приема-передачи имущества, вносимого участником в качестве вклада в уставной капитал АО «Север-Строй Транс» от 27.09.2019;

- копии документов по кадастровому учету земельных участков (подъездной ж/д путь необщего пользования, промплощадка) с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права от 09.10.2012 серия 10-АБ 511846;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «Сонда» по состоянию на 22.05.2021, копия Устава указанного юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «Сонда»;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «Север-Строй Транс» по состоянию на 08.08.2021;

- копия Устава ООО «Реновация» и изменений в его редакцию;

- коммерческое предложение ООО «ТЦ-«Восток» (представитель фирмы Mercedes-Benz) от 11.06.2021;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет ООО «Сонда» от 19.09.2019;

- копия бухгалтерской отчетности ООО «Сонда» по состоянию на 31.12.2021 с отметкой налогового органа о приеме отчетности;

- копия оборотно-сальдовой ведомости ООО «Сонда» по счету 51 за 2020 год;

- штатное расписание ИП Гаража Р.В. на 2021 год.

По результатам экспертизы, проведенной на основании анализа документов, представленных АО «Север-Строй Ушкальский», Министерством установлено, что представленный комплект документов не соответствует требованиям Закона о недрах и Порядка переоформления лицензий.

Претендентом не представлены документы:

- подтверждающие факт передачи претенденту недвижимого имущества и технических средств, необходимых для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, предоставленного в пользование (договоры, акты приема-передачи и т.д.);

- подтверждающие факт передачи претенденту геологической информации и проектной документации, необходимых для проведения работ на участке недр (договоры, акты приема-передачи).

- подтверждающие факт наличия у претендента квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.

Перечисленные в данном экспертном заключении обстоятельства согласно подпунктам 1, 2, 4 пункта 10 Порядка, являются основанием для отказа в переоформлении лицензии ПТЗ 01370 TP на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на проявлении «Ушкальское» с целью производства щебня.

Полагая, что решение Министерства от 11.08.2021 об отказе в переоформлении лицензии не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы, Общества обратились в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения незаконным.

Суд первой инстанции исследовал и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на отсутствие у Министерства правовых и фактических оснований для отказа в переоформлении испрашиваемой Обществом лицензии. Суд счел отказ Министерства в переоформлении лицензии на право пользования недрами на АО «Север-Строй Ушкальский» противоречащим положениям Закона о недрах и ограничивающим права Общества на переоформление лицензии в связи с получением в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества пользователя недр - ООО "Север-Строй", в связи с чем заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах.

Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

На основании статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, в следующих случаях:

- приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.

Как указано в части пятой статьи 17.1 Закона о недрах в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 8 Закона Республики Карелия от 26.10.2007 N 1122-ЗРК "О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия" постановлением Правительства Республики Карелия от 14.07.2010 N 138-П утвержден Порядок переоформления лицензий (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Республики Карелия от 31.08.2018 N 3а-102/2018).

Особенностью настоящего спора является то, что АО «Север-Строй Ушкальский» обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части первой статьи 17.1 Закона о недрах и абзацем вторым пункта 4 статьи 115 Закона о банкротстве.

В силу пункта 1 статьи 141 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. К замещению активов должника в ходе конкурсного производства применяются положения статьи 115 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей и не противоречит существу конкурсного производства.

Статьей 115 Закона о банкротстве предусмотрено следующее:

замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ; в случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности (пункт 1);

при замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник; участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается (пункт 3.1);

документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном федеральным законом (абзац второй пункта 4).

Пунктом 2 Порядка переоформления лицензий предусмотрено, что для переоформления лицензии на пользование участком недр претендент подает в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования (далее - уполномоченный орган), заявку, к которой на основании пункта 3 Порядка переоформления лицензий прилагаются:

- документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления, в случае, если на момент подачи заявки владелец лицензии сохраняет статус юридического лица, за исключением случая переоформления лицензии на основании абзаца восьмого части 1 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";

- доверенность, в случае, если заявка, согласие владельца лицензии на переоформление лицензии или указание основного общества о переоформлении лицензии подписаны лицами, не имеющими права действовать от имени соответствующего лица без доверенности;

- копии учредительных документов претендента;

- выписка из реестра акционеров (для претендентов - акционерных обществ).

Исходя из подпункта 5 пункта 4 Порядка переоформления лицензий, при переоформлении лицензии на пользование участком недр в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах, претендент должен представить следующие документы и сведения:

данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством Российской Федерации (абзац второй);

документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии (абзац третий);

документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр (абзац четвертый).

Как следует из заявки АО «Север-Строй Ушкальский» на переоформление лицензии на пользование участком недр, поданной в Министерство 24.05.2021, в качестве основания для переоформления лицензии указано: «п.5, ст. 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

При этом далее в заявке указано, что АО «Север-Строй Ушкальский» дает согласие принять на себя в полном объеме выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензией.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу А26-3008/2015 от 20.01.2016 ООО «Север-Строй» признано банкротом. В отношении общества введена процедура - конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Северов А.Г.

Собранием кредиторов ООО «Север-Строй» от 10.10.2017 принято решение о проведении замещения активов общества путем передачи имущества во вновь созданные АО с целью возобновления деятельности.

11.12.2019 и 17.12.2019 Центральным банком Российской федерации (Банк России) проведена государственная регистрация выпуска ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский» и АО «Север-Строй Транс».

К заявке Общества на переоформление лицензии приложены документы, поименованные в экспертном заключении Министерства.

Министерство оценило заявку АО «Север-Строй Ушкальский» как поданную в соответствии с абзацем шестым части 1 статьи 17.1 Закона о недрах и подпунктом 4 пункта 4 Порядка переоформления лицензий.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, из заявки и приложенных к ней документов следует, что она подана в соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 17.1 Закона о недрах и подпунктом 5 пункта 4 Порядка переоформления лицензий.

Подпунктом 10 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, предусмотрено, что Министерство осуществляет переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, а также принимает соответствующие решения.

Поданная АО «Север-Строй Ушкальский» заявка на переоформление лицензии содержала все фактические данные, подтвержденные соответствующими документами, необходимыми для принятия Министерством решения, соответствующего действующему законодательству.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения, насколько точно заявитель сослался на правовую норму в заявке на переоформление лицензии, поскольку необходимым является предоставление Министерству сведений об обстоятельствах, позволяющих исполнительному органу власти принять решение на основе действующего законодательства.

АО «Север-Строй Ушкальский» обращался за переоформлением лицензии на вновь созданное предприятие в порядке замещения активов предприятия-банкрота, предоставив весь необходимый перечень документов.

Как уже было отмечено выше, в этом случае (исходя из подпункта 5 пункта 4 Порядка переоформления лицензий) претендент должен представить следующие документы:

данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством Российской Федерации (абзац второй);

документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии (абзац третий);

документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр (абзац четвертый).

Статьей 9 Закона о недрах установлены следующие квалификационные требования, предъявляемые к недропользователю:

пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (часть первая);

в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (часть пятая).

Как следует из документов, представленных заявителем в Министерство, собранием кредиторов ООО «Север-Строй» принято решение о проведении замещения активов, которое оспаривалось в судебном порядке в деле о банкротстве должника. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 22 декабря 2017 года по делу № А26-3008/2015 суд отказал в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании недействительными решений собрания кредиторов ООО «Север-Строй» от 10.10.2017, признав решение собрания кредиторов о замещении активов соответствующим требованиям статей 110, 115 и 130 Закона о банкротстве и не нарушающим права заявителя и иных лиц, участвующих в деле.

Решение собрания кредиторов ООО «Север-Строй» о проведении процедуры замещения активов должника, предусмотренной пунктом 1 статьи 141 Закона о банкротстве, реализовано в порядке статьи 115 Закона о банкротстве путем принятия единственным учредителем АО «Север-Строй Ушкальский» - ООО «Север-Строй» решения от 23.08.2019 № 1, которым в уставный капитал АО «Север-Строй Ушкальский» внесено имущество ООО «Север-Строй».

При замещении активов должника выполнены все требования, предусмотренные статьей 115 Закона о банкротстве:

- в уставный капитал созданного акционерного общества внесено имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности;

- единственным учредителем акционерного общества выступил должник;

- величина уставного капитала созданного акционерного общества была определена решением собрания кредиторов и установлена в размере, равном определенной в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставного капитала созданного акционерного общества;

- подана заявка на переоформление принадлежащей должнику лицензии на право пользования недрами на созданное акционерное общество в порядке, установленном Законом о недрах;

- акции созданного на базе имущества должника акционерного общества включены в состав имущества должника;

- единоличным исполнительным органом созданного акционерного общества стал конкурсный управляющий должника;

- решением собрания кредиторов утвержден Устав созданного акционерного общества.

Указанные обстоятельства соответствуют условию абзаца восьмого части первой статьи 17.1 Закона о недрах о приобретении субъектом предпринимательской деятельности у предприятия-банкрота (пользователя недр) его имущества (имущественного комплекса).

Кроме того, выпуск ценных бумаг АО «Север-Строй Ушкальский», оплаченных внесенным в уставный капитал общества имуществом и имущественными правами, зарегистрирован в установленном порядке ГУ Банка России по ЦФО, что подтверждено отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с государственным регистрационным номером выпуска 1-01-26795-J от 11.12.2019.

Имущество, полученное АО «Север-Строй Ушкальский» у ООО «Север-Строй», являлось имуществом, связанным с пользованием соответствующим участком недр, в противном случае, должник не мог быть владельцем действующей лицензии на право пользования недрами.

В экспертном заключении Министерство, ссылаясь на пункт 5 статьи 17.1 Закона о недрах, указало, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что новому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр. Как указало Министерство, анализ комплекта документов свидетельствует о том, что в нарушение данного требования имущество ООО «Север-Строй», необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, разделено между двумя акционерными обществами - АО «Север-Строй Ушкальский» (претендент) и АО «Север-Строй Транс», созданными на базе имущества предприятия банкрота, являющегося пользователем недр, путем замещения активов.

В обоснование своей позиции по делу Министерство ссылается на то, что АО «Север-Строй Транс» передана производственная площадка с размещенными на ней железнодорожными путями со стрелкой.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, производственная площадка и размещенные на ней железнодорожные пути со стрелкой не участвуют в деятельности по добыче нерудных ископаемых. Пользование недрами заключается в добыче горной массы (сырья) для производства строительного щебня и заканчивается передачей добытой горной массы (сырья) производителю щебня.

Более того, лицензия ПТЗ 01370 TP выдана ООО «Север-Строй» в 2006 году, а земельный участок (промплощадка) с железнодорожными путями приобретены в собственность ООО «Север-Строй в 2012 году, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № 78-00-4001/5001 /2019-3243 от 15.02.2019.

Таким образом, на момент выдачи лицензии ООО «Север-Строй» этим активом не владел, что не явилось основанием для отказа в выдаче спорной лицензии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Аналогичные выводы сделаны в пунктах 11, 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Следовательно, вновь образованное путем замещения активов должника акционерное общество, созданное в установленном законом порядке, является субъектом предпринимательской деятельности, получившим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве имущество (имущественный комплекс) предприятия банкрота (пользователя недр), то есть выступает приобретателем имущества. Соответственно, такое лицо при наличии к тому оснований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах, вправе в порядке и на условиях, установленных законом, обратиться с заявлением о переоформлении лицензии.

С учетом установленных по делу обстоятельств, переданное в порядке замещения активов должника имущество, безусловно связано с пользованием соответствующим участком недр, поскольку в ходе замещения активов должника приобретателю передан весь имущественный комплекс ООО «Север-Строй» и в конкурсной массе должника не оставалось имущества, подлежавшего реализации.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, к полномочиям Министерства не относится проверка обоснованности и законности, принятых собранием кредиторов предприятия-должника решений, законности образования и регистрации юридического лица и выпуска ценных бумаг, равно как и оценка судом в настоящем деле действий общества-банкрота и его кредиторов.

Порядок переоформления лицензий не предусматривает специального регламента действий Министерства для переоформления лицензии в процессе замещения активов предприятия-банкрота в соответствии со статьями 115 и 141 Закона о банкротстве. Следовательно, Общество, направляя заявку на переоформление лицензии, при определении необходимого пакета документов, обоснованно исходило из требований федерального закона.

Порядок переоформления лицензий, как подзаконный акт субъекта Российской Федерации, определяющий переоформление лицензии на пользование участками недр местного значения (на территории Республики Карелия), не может ограничить права, предоставленные недропользователю, в том числе статьей 17.1 Закона о недрах.

Кроме того, как следует из оспариваемого решения Министерства, Обществу отказано в переоформлении лицензии на основании подпунктов 1, 2, 4 пункта 10 Порядка переоформления лицензий в связи с тем, что

- такое переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;

- заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

- заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

При этом, как указано в экспертном заключении, претендентом не представлены документы:

- подтверждающие факт передачи претенденту недвижимого имущества и технических средств, необходимых для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, предоставленного в пользование (договоры, акты приема-передачи и т.д.);

- подтверждающие факт передачи претенденту геологической информации и проектной документации, необходимых для проведения работ на участке недр (договоры, акты приема-передачи).

- подтверждающие факт наличия у претендента квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.

Данные доводы Министерства также обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Как обоснованно указал суд первой инстанции по исполнение пунктов 5, 6 и 6.1 Порядка переоформления лицензий Обществом представлен исчерпывающий пакет документов.

При этом действующее законодательство не содержит четко сформулированных требований к размеру денежных средств, являющемуся достаточным для вывода о наличии у претендента необходимых финансовых средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Таким образом, наличие лицензии на производство определенных видов работ предполагает, что лицензирующим органом в установленном законом порядке подтверждено соблюдение лицензиатом всех требований для осуществления соответствующего вида работ, в том числе в части наличия специалистов и технических средств.

Проанализировав представленные претендентом документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АО «Север-Строй Ушкальский» отвечает требованиям статьи 9 Закона о недрах, в связи с чем не требовалось подтверждение дополнительными, помимо представленных с заявкой, документами. Иные требования не имеют отношения к АО «Север-Строй Ушкальский» как субъекту, претендующему на переоформление лицензии на право пользования участком недр местного значения. Требование о наличии у претендента необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ и квалифицированных специалистов не содержится ни в статье 9 и абзаце восьмом части первой статьи 17.1 Закона о недрах, ни в подпункте 5 пункта 4 Порядка переоформления лицензий.

Если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, то на основании статьи 14 Закона о недрах может последовать отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона. В рассматриваемом случае АО «Север-Строй Ушкальский» обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии, а не на получение права пользования недрами.

Условие о наличии у заявителя квалифицированных специалистов и необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ прямо предусмотрено для претендента в абзаце четвертом части первой статьи 17.1 Закона о недрах, а именно в случае, когда право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности при прекращении деятельности юридического лица-пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, АО «Север-Строй Ушкальский» обратилось в Министерство с заявкой на переоформление лицензии по иному основанию - предусмотренному абзацем восьмым части первой статьи 17.1 Закона о недрах.

Следовательно, такое основание для отказа в переоформлении лицензии, как непредставление заявителем доказательств того, что он обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, указанное в подпункте 4 пункта 10 Порядка переоформления лицензий, не могло быть применено в рассматриваемом случае к АО «Север-Строй Ушкальский».

В апелляционной жалобе Министерства ссылается также на непредставление заявителем документов, подтверждающих факт передачи претенденту геологической информации и проектной документации, необходимых для проведения работ на участке недр (договоры, акты приема-передачи).

Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.

В материалы дела представлен акт приема-передачи документов, согласно которому ООО «Север-Строй» передало, а АО «Север-Строй Ушкальский» приняло геологическую информацию по месторождению «Ушкальское».

Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции АО «Север-Строй Ушкальский» представило на обозрение суда следующие документы:

- проект карьера по добыче горной массы. Том 1. Пояснительная записка; Том 2. Обоснование границ горного отвода;

- Отчет о результатах геолого-разведочных работ на Ушкальском месторождении строительного камня. Папка 1;

- Проект карьера. Том 6. Разрешительная документация;

- Отчет о результатах геологоразведочных работ на Ушкальском месторождении. Книга 1. Текст отчета. Текстовые приложения;

- лицензия ПТЗ 01370 TP на право пользования недрами;

- приказ № 261 от 26.06.2006 о предоставлении права пользования недрами;

- горноотводный акт;

- план развития горных работ ООО «Север-Строй» на 2013 год;

- заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов № 01-07 от 29.01.2007 и приказ № 33 от 29.01.2007 об утверждении данного заключения;

- Проект рекультивации нарушенных земель на месторождении «Ушкальское» в Муезерском районе Республики Карелия (Петрозаводск, 2007);

- Типовой проект производства буровзрывных работ на месторождении «Ушкальское» ООО «Север-Строй» для производства щебня (Петрозаводск, 2008);

- Проект освоения лесов для разработки месторождения полезных ископаемых «Ушкальское» на лесном участке, переданном в аренду ООО «Север-Строй» в Гимольском лесничестве ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество (Петрозаводск, 2009);

- Проект карьера по добыче горной массы для производства щебня на месторождении габбродиабазов и гранитов «Ушкальское» в Муезерском районе Республики Карелия. Том 1. Пояснительная записка (Петрозаводск, 2007);

- Проект карьера по добыче горной массы для производства щебня на месторождении габбродиабазов и гранитов «Ушкальское» в Муезерском районе Республики Карелия. Том 2. Обоснование границ горного отвода (Петрозаводск, 2007);

- Типовой проект № 138 производства буровзрывных работ по рыхлению гранитов и габбродиабазов на месторождении «Ушкальское» Муезерский район Республика Карелия (Санкт-Петербург, 2012);

- План развития горных работ карьера на месторождении «Ушкальское» в 2009 году (Петрозаводск, 2008).

Титульные листы проектов, содержащие необходимые согласования и утверждения, приобщены судом первой инстанции к материалам дела (т.4 л.д.27-46)

Как указали заявители, данные документы являются частью документации, переданной ООО «Север-Строй». При этом предоставление на обозрение суду данной документации обусловлено отсутствием конкретного перечня со стороны Министерства. Кроме того, осуществление АО «Север-Строй Ушкальский» каких-либо действий, связанных с получением разрешений на промышленную разработку месторождения, невозможно без переоформленной лицензии на пользование недрами.

При этом суд правильно отметил, что Порядок N 138-П, как подзаконный акт субъекта Российской Федерации, определяющий переоформление лицензии на пользование участками недр местного значения (на территории Республики Карелия), не может ограничить права, предоставленные недропользователю, в том числе статьей 17.1 Закона о недрах.

Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Министерства оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 пункта 10 Порядка N 138-П, для отказа АО «Север-Строй Ушкальский» в переоформлении испрашиваемой им лицензии ПТЗ 01370 TP.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществами требования о признании незаконным решения Министерства об отказе в переоформлении на АО «Север-Строй Ушкальский» лицензии ПТЗ 01370 TP на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на проявлении «Ушкальское» с целью производства щебня, изложенного в протоколе заседания комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения от 11.08.2021, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей обязал Министерство переоформить лицензию, предоставленную ООО «Север-Строй», на АО «Север-Строй Ушкальский».

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 марта 2022 года по делу № А26-6806/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас