ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6885/2017 от 13.03.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 марта 2018 года

Дело №А26-6885/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.

при участии:

от заявителя: Барбашин А.В.

от заинтересованного лица: 1) Датская Е.И. по доверенности от 12.03.2018, Захаров И.А. по доверенности от 17.01.2018, 2) не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34810/2017) КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017 по делу № А26-6885/2017 (судья Свидская А.С.), принятое

по заявлению КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy)

к 1) Карельской таможне, 2) Выборгской таможне

о признании незаконным и отмене решения по результатам таможенной проверки и требования об уплате таможенных платежей

установил:

Акционерное общество «КарьялаБас» (КарьялаБас Ою, KarjalaBus Oy), место нахождения: Кирстинсюрья, 7 С 64, 02760, Эспоо, Финляндия, код компании 2812564-9, дата регистрации 13.02.2017 (далее – заявитель, компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (ОГРН 1081001009440, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 25; далее – Карельская таможня, ответчик-1) о признании незаконным и отмене решения по результатам таможенной проверки № 10227000/210/070617/Т0030 от 07.06.2017 (далее – решение) и к Выборгской таможне (ОГРН 1034700881522, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, проезд Таможенный, д. 6; далее – Выборгская таможня, ответчик-2) о признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 № 155 (далее – требование).

Решением от 15.11.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявления компании КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) о признании незаконным и отмене решения Карельской таможни по результатам таможенной проверки № 10227000/210/070617/Т0030 от 07.06.2017 и о признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 № 155 Выборгской таможни отказал полностью.

Не согласившись с решением суда, КарьялаБас Ою обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель КарьялаБас Ою поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Карельской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Выборгская таможня, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) зарегистрирована в Финляндской Республике 13 февраля 2017 года с присвоением кода компании 2812564-9; учредителем и законным представителем компании выступил гражданин Финляндии Барбашин Александр; сфера деятельности компании – пассажирские перевозки наземным транспортом: регулярные автобусные рейсы на дальние направления, автобусные перевозки на заказ, не поддающиеся классификации пассажирские перевозки наземным транспортом в других местах (т.2, л.д.8-9).

Барбашин Александр Валерьевич является также гражданином Российской Федерации, место рождения – г. Петрозаводск Республики Карелия (т.1, л.д.67), зарегистрирован в г. Петрозаводске Республики Карелия (т.1, л.д.67-об.; т.2, л.д.32).

Карельской таможней на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка у гражданина Российской Федерации Барбашина А.В. по вопросу соблюдения условий временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС ТСМП – автобуса Scania (регистрационный номер OGX-164), задекларированного в ТДТС № 10206040/110517/300101580 (т.2, л.д.63; т.3, л.д.63). В указанной декларации автобус задекларирован в качестве ТСМП, временно ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС для осуществления международной перевозки 16 пассажиров; декларантом данного транспортного средства, зарегистрированного в Финляндии, являлась компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy); лицом, заявившим сведения о ТСМП – водитель Барбашин А.В.; выпуск временно ввозимого ТСМП осуществлен таможенным органом 11 мая 2017 года; срок временного ввоза ТСМП установлен таможенным органом до 11 августа 2017 года.

Согласно представленным регистрационным документам на автобус (свидетельство о регистрации транспортного средства А100246004 от 20.03.2017) владельцем данного транспортного средства являлась компания «KarjalaBus Oy» (т.1, л.д.148-153; т.3, л.д.64-65). В представленных с заявлением регистрационных документах (свидетельство о регистрации транспортного средства А111469191-А111469192 от 30.05.2017) другим собственником автобуса указан Барбашин Александр (т.1, л.д.57-64).

Международная перевозка пассажиров из Финляндии в Россию осуществлялась на основании разового разрешения от 09.05.2017 № 1189439, выданного Министерством транспорта Российской Федерации компании «KarjalaBus Oy» (т.2, л.д.1; т.3, л.д.89). Данное разрешение позволяло осуществить одну международную перевозку 16 пассажиров из Финляндии в Россию. Согласно общим предписаниям к данному разрешению (т.2, л.д.2; т.3, л.д.90) оно действительно только для международных перевозок пассажиров и не дает право на выполнение внутригосударственных перевозок. Данное разрешение нельзя передавать третьим лицам. Перевозчик обязан соблюдать на территории Российской Федерации действующие в Российской Федерации нормативные правовые акты, в частности, в области автомобильного транспорта и дорожного движения.

14 мая 2017 года на стационарном пункте весового контроля 421 км автодороги Р-21 «Кола» сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия выявлен факт использования Барбашиным А.В. автобуса Scania (регистрационный номер OGX164) для перевозки пассажиров по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск. По факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, в том числе временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.26 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее – КоАП РФ).

Поскольку документы, подтверждающие правомерность ввоза и передвижения ТСМП на территории Российской Федерации, представлены не были, на место остановки автобуса прибыли сотрудники таможенного органа.

15 мая 2017 года ТСМП изъято у Барбашина А.В. должностным лицом Карельской таможни и помещено на территорию постоянной зоны таможенного контроля Прионежского таможенного поста Карельской таможни, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 15.05.2017 (т.2, л.д.3; т.3, л.д.71). По факту использования автобуса Scania (модель К113TLB-AA-6X2, регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, 1997 года выпуска) во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС должностным лицом Карельской таможни в отношении компании КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) возбуждено дело об административном правонарушении № 10227000-877/2017 по части 1 статьи 16.24 КоАП РФ.

Карельской таможней в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении № 10227000-877/2017 (т.2, л.д.54-61; т.3, л.д.67-78), и в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что временно ввезенное 11 мая 2017 года по ТДТС № 10206040/110517/300101580 ТСМП в период с 12 по 14 мая 2017 года использовалось во внутренней перевозке по территории ЕАЭС без помещения его под таможенную процедуру, что явилось нарушением пунктов 2 и 3 статьи 344 ТК ТС. Поскольку в случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, то таможня пришла к выводу, что в отношении ТСМП подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее – Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54) и Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), которые подлежали бы уплате при помещении его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные по состоянию на дату регистрации ТДТС № 10206040/110517/300101580 – на 11 мая 2017 года. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, задекларированного в ТДТС № 10206040/110517/300101580, таможенный орган посчитал 12 мая 2017 года – первый день использования временного ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС.

Транспортное средство – автобус Scania, 1997 года выпуска, объем двигателя 11 020 куб. см, количество посадочных мест – 65, классифицировано таможенным органом в подсубпозиции 8702 10 199 4 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54, как «моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, включая водителя, только с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2 500 куб. см, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет» (т.2, л.д.97). Характеристики автобуса подтверждены результатом идентификационной экспертизы, оформленным заключением эксперта от 02.06.2017 № 12402030/0020024 (т.2, л.д.38-43).

Таможенная стоимость автобуса Scania определена таможенным органом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» на основании заключения эксперта от 05.06.2017 № 12402030/0020028 (т.2, л.д.45-49) с применением резервного метода определения таможенной стоимости с учетом отсутствия сведений об условиях и обстоятельствах перемещения товаров, и составила 11 325 евро; рыночная стоимость транспортного средства определена экспертом с учетом курса валют на 11 мая 2017 года (63,2634 руб. за 1 евро) – 716 458,01 руб. (т.2, л.д.106-108, 110).

Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54, по состоянию на 11 мая 2017 года установлены ставки ввозной таможенной пошлины в отношении ТСМП, классифицируемого в подсубпозиции 8702 10 199 4 ТН ВЭД ЕАЭС, в размере 3 евро за 1 куб. см. Таможенным органом установлено, что в соответствии со статьями 151 и 164 НК РФ при ввозе автобуса Scania подлежал уплате налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 %. Предварительно исчисленная сумма таможенных платежей в отношении ТСМП – автобуса Scania составила 2 596 918,28 руб., в том числе ввозная таможенная пошлина – 2 091 488 руб., налог на добавленную стоимость – 505 430,28 руб. (т.2, л.д.121).

Вышеуказанные результаты проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки № 10227000/210/070617/А000030 от 07.06.2017 (т.1, л.д.47-56; т.3, л.д.47-56), который вручен директору компании 09 июня 2017 года (т.1, л.д.56).

07 июня 2017 года исполняющим обязанности начальника Карельской таможни Сухановым Э.А. (т.4, л.д.2) принято решение по результатам таможенной проверки № 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС № 10206040/110517/300101580 автобуса Scania, регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, в связи с использованием данного временно ввезенного транспортного средства международной перевозки в нарушении требований, установленных пунктами 2 и 3 статьи 344 ТК ТС (т.1, л.д.38-43; т.3, л.д.57-62). Решение вручено директору компании 09 июня 2017 года (т.1, л.д.43).

Согласно пункту 5 статьи 178 Закона о таможенном регулировании копии акта и решения в случае его принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей.

Таможенное декларирование автобуса Scania в качестве ТСМП осуществлялось на таможенном посту многостороннего автомобильного пункта пропуска Торфяновка Выборгской таможни.

В соответствии с пунктом 5 статьи 178 Закона о таможенном регулировании копии акта таможенной проверки, решения в сфере таможенного дела, а также копии документов, подтверждающих факт выявленного нарушения таможенного законодательства, были направлены Карельской таможней в Выборгскую таможню (т.3, л.д.45-46).

На основании представленных документов, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 30.12.2010 № 2708 «Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления» отделом таможенных платежей Выборгской таможни была проверена полученная информация и составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.06.2017 № 10206000/150617/0000156 (т.3, л.д.44).

С учетом того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 91 ТК ТС и статьей 151 Закона о таможенном регулировании при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов, уплачиваются пени, Выборгская таможня произвела расчет пеней за период с 13 мая по 15 июня 2017 года (34 дня просрочки уплаты) на общую сумму 27 224,36 руб. (т.3, л.д.43) и выставила компании КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) требование об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 № 155 на общую сумму, с учетом начисленных пеней, – 2 624 142,65 руб. (т.1, л.д.45-46; т.3, л.д.41-42).

Не согласившись с решением Карельской таможни и требованием Выборгской таможни по результатам камеральной таможенной проверки, компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными указанных ненормативных правовых актов.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение Карельской таможни и требование Выборгской таможни соответствуют требованиям ТК ТС и Закона о таможенном регулировании, не нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении требования заявителя в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей компании и Карельской таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 79 ТК ТС и статьей 114 Закона о таможенном регулировании возложена на декларанта – КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy). Лицом, заявившим сведения о ТСМП являлся Барбашин А.В., зарегистрированный в г. Петрозаводске Республики Карелия (т.1, л.д.67-об.; т.2, л.д.32).

В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 09.09.2016 № 1745 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления» Республика Карелия – регион деятельности Карельской таможни.

Пунктом 4 статьи 98 ТК ТС установлено, что в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза и за ее пределами.

Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенные органы вправе устанавливать срок представления документов, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (пункты 1 и 2 статьи 98 ТК ТС).

На основании статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Формы таможенного контроля определены в соответствии со статьей 110 ТК ТС; одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза (пункт 1 статьи 122 ТК ТС). Под проверяемым лицом понимается, в том числе лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 122 ТК ТС при таможенной проверке таможенными органами среди прочего проверяются: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Согласно пункту 4 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

В соответствии с частью 5 статьи 178 Закона о таможенном регулировании в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза для завершения или начала международной перевозки на такой территории или за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в иностранных государствах, за исключением транспортных средств для личного пользования регулируется главой 48 ТК ТС.

Статьей 277 ТК ТС определено, что временный ввоз (допуск) представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (пункт 1 статьи 278 ТК ТС).

В силу пункта 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.

Пунктом 1 статьи 350 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории путем подачи таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

2) если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства-члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

По правилам пункта 2 статьи 342 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 настоящего Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 3 статьи 342 ТК ТС).

Из пункта 1 статьи 343 ТК ТС следует, что временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений статьи 219 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами.

Статьей 344 ТК ТС предусмотрено, что с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории (пункт 1); на таможенной территории таможенного союза не допускается, в том числе использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза) (пункт 2).

18 июня 2010 года в городе Санкт-Петербурге было заключено Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, которое определяет особенности использования транспортных средств международной перевозки, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 342 ТК ТС, осуществляющих перевозку, в том числе пассажиров, для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза.

Соглашение от 18.06.2010 подлежало применению к правоотношениям, возникшим между сторонами настоящего спора, так как оно заключено между Правительствами государств-членов таможенного союза в рамках ЕАЭС на основании пункта 2 статьи 344 ТК ТС в целях определения особенностей использования временно ввезенных ТСМП, осуществляющих перевозку пассажиров для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза. Поскольку нормы Соглашения распространяются на любых иностранных перевозчиков, осуществляющих ввоз ТСМП на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, то участие в Соглашении Финляндской Республики не предполагалось, в связи с чем довод заявителя о неприемлемости ссылок на Соглашение от 18.06.2010 являлся несостоятельным.

В соответствии со статьей 3 Соглашения от 18.06.2010 транспортные средства международной перевозки, осуществляющие перевозку пассажиров, в рамках установленного маршрута могут останавливаться на территориях государств Сторон для посадки (высадки) пассажиров и погрузки (выгрузки) сопровождаемого багажа в остановочных пунктах по маршруту следования международной перевозки.

Таким образом, использование ТСМП для внутренней перевозки пассажиров по таможенной территории таможенного союза Соглашением от 18.06.2010 не допускалось.

В силу пункта 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен – день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

Таким образом, законодателем установлены определенные ограничения на осуществление операций в отношении ввезенных транспортных средств, имеющих статус ТСМП, а именно: исходя из положений подпункта 40 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 343, пункта 1 статьи 344 ТК ТС, установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут совершаться с транспортными средствами, заявленными как ТСМП, без помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

В развитие транспортного сообщения между Российской Федерацией и Финляндской Республикой Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении, заключенным в г. Хельсинки 27 октября 1995 года, предусмотрено следующее:

на каждую нерегулярную перевозку пассажиров автобусом должно быть выдано отдельное разрешение, которое дает право на совершение одного рейса туда и обратно, если иное не оговорено в самом разрешении (пункт 3 статьи 3);

перевозчику одной Договаривающейся Стороны не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории страны другой Договаривающейся Стороны (пункт 1 статьи 10).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что временно ввезенное ТСМП – автобус Scania (регистрационный номер OGX164), в отношении которого процедура временного ввоза ТСМП завершена не была, использовался во внутренней перевозке по территории ЕАЭС в нарушение установленных ограничений на пользование таким транспортным средством.

Факт несоблюдения условий использования транспортного средства, находившегося под таможенным контролем установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно: ТДТС № 10206040/110517/300101580 (т.2, л.д.63; т.3, л.д.63), разовым разрешением от 09.05.2017 № 1189439, выданным Министерством транспорта Российской Федерации компании «KarjalaBus Oy» (т.2, л.д.1; т.3, л.д.89), материалами дела об административном правонарушении № 10227000-877/2017 (т.2, л.д.54-61; т.3, л.д.67-78), судебными актами от 09.08.2017 по делу № 12-221/2017 (т.1, л.д.101-103), от 27.09.2017 по делу № 21-334/2017 (т.3, л.д.124-126) и актом камеральной таможенной проверки от 07.06.2017 № 10227000/210/070617/А000030 (т.1, л.д.47-56; т.3, л.д.47-56).

Из материалов дела следует, что декларантом транспортного средства – автобуса Scania, зарегистрированного в Финляндии, выступила компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy). Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что в рассматриваемом случае осуществление внутренней перевозки по территории Российской Федерации детской хоккейной команды этим транспортным средством относится к сфере ответственности указанной компании, для которой автобус являлся ТСМП. То обстоятельство, что гражданин Российской Федерации Барбашин А.В. – директор компании, находящийся в отпуске, как собственник автобуса Scania перевозил пассажиров по территории Российской Федерации, не освобождало декларанта, не завершившего процедуру временного ввоза ТСМП, от соблюдения обязанностей, установленных таможенным законодательством.

Исходя из статьи 10 ГК РФ, заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) не допускается. Усмотрение собственника на совершение в отношении принадлежащего ему имущества любых действий ограничено тем, что такие действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, а также не могут нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).

В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 1 статьи 283 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств-членов таможенного союза.

Из анализа приведенных положений следует, что нарушение условий режима временного ввоза ТСМП является основанием для уплаты таможенных платежей.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза (пункт 2 статьи 1 ТК ТС).

Апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что таможенным органом обоснованно исчислена сумма таможенных платежей в отношении ТСМП на дату регистрации таможенной декларации – 2 596 918,28 руб., в том числе ввозная таможенная пошлина – 2 091 488 руб., налог на добавленную стоимость – 505 430,28 руб., а также правильно установлен срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ТСМП – 12.05.2017, поскольку фактический ввоз ТСМП, задекларированного 11.05.2017 в ТДТС № 10206040/110517/300101580, осуществлен 11.05.2017.

Пунктом 4 статьи 91 ТК ТС предусмотрено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Согласно частям 1 и 2 статьи 151 Закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. За исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно расчету, указанному в требовании об уплате таможенных платежей, размер пеней составил 21 925,77 руб. и 5 298,59 руб. (всего 27 224,36 руб.). Расчет проверен судами первой и апелляционной инстанциями и признан обоснованным и арифметически верным.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение Карельской таможни и требование Выборгской таможни соответствовали требованиям ТК ТС и Закона о таможенном регулировании, не нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения, изложенные в письме Северо-Западного таможенного управления от 23.01.2018 №14-07-34/01233, в котором указано, что вступившим в силу с 01.01.2018 ТК ЕАЭС введен ряд положений, нацеленных на пересмотр возникших и подлежащих исполнению до его вступления в силу обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, включая полное прекращение ранее выявленных обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, возникшая и подлежащая исполнению до вступления ТК ЕАЭС в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 Таможенного кодекса Таможенного союза, без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы транспортные средства международной перевозки помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 Таможенного кодекса Таможенного союза, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, по день вывоза товаров с таможенной территории Союза

Исходя из конструкции указанной нормы, которая ориентирует таможенные органы на пересмотр размера ранее возникшей и не исполненной на момент вступления в силу ТК ЕАЭС обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, требуется соблюдение следующих условий для изменения размера такой обязанности:

- обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в отношении временно ввезенного транспортного средства международной перевозки в связи с его использованием для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа во внутренней перевозке либо в связи с его передачей иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки,

- обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла и подлежала исполнению до вступления в силу ТК ЕАЭС и на момент его вступления в силу является не исполненной в полном размере,

- объект обложения (временно ввезенное транспортное средство международной перевозки) вывезен с таможенной территории Союза.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с пунктом 4 статьи 458 ТК ЕАЭС по состоянию на 31.05.2017 с применением метода расчета, вступившего в силу с 01.01.2018, составила 77 907 руб. 55 коп.

Указанная правовая позиция также поддержана Постановлением Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 по делу №1-4/2018.

Согласно чек-ордеру от 19.02.2018, представленному в материалы дела таможенная пошлина в размере 77 907,55 руб. оплачена представителем компании Барбашиным А.В.

Вместие с тем, на дату рассмотрения дела апелляционным судом существует ограничение, исключающее применение указанной суммы таможенных платежей в отношении спорного транспортного средства, а именно объект обложения (временно ввезенное транспортное средство международной перевозки) не вывезено с таможенной территории Союза.

При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы компании.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 4500 руб. подлежит возврату КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 ноября 2017 года по делу № А26-6885/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 4500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Л.В. Зотеева

И.Б. Лопато