ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-6940/2021 от 29.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 марта 2022 года

Дело №А26-6940/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2449/2022) общества с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2021 по делу № А26-6940/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» (186760, Республика Карелия, г.Сортавала, <...>, этаж 2, кабинет 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (185035, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения «Водопроводная сеть Хелюльского городского поселения протяженностью 12 605 м.», расположенного по адресу: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, Хелюльское городское поселение, пгт. Хелюля, изложенного в уведомлении от 20.07.2021 № КУВ001/2021-12962130/6; об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов решения обстоятельствам дела, на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.

В апелляционный суд от Управления Росреестра поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление Росреестра возражало против ее удовлетворения.

В свою очередь, от Общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.

На основании договора купли-продажи от 11.11.2019 Общество приобрело в собственность имущество. П права на имущество, входящее в состав социально значимого объекта, реализованного единым лотом, состав и характеристики которого содержатся в Приложении № 1 (перечень имущества (далее – Перечень)). Согласно пунктам 13-16 Перечня Обществу переданы следующие объекты недвижимого имущества: «Водопроводные сети к арбалитовым домам», «Водопрводная сеть от МУП «СМЛК», «Водопроводная сеть МУП «СМЛК», «Водопровод от насосной станции Хельми-Ярви до жд №27», располагающиеся по адресу: 186760, Республика Карелия, г.Сортавала, пгт.Хелюля.

05.04.2021 Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении сооружения.

20.04.2021 Управлением Росреестра было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект по причинам, изложенным в уведомлении №КУВД-001/2021-12962130/1 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в связи с несоответствием формы и содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства о государственной регистрации.

11.06.2021, 16.07.2021 Управлением Росреестра на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ были приняты решения о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с непредставлением Заявителем документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

20.07.2021 Управлением Росреестра в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и неустранением причин приостановления государственным регистратором прав было принято решение № КУВ001/2021-12962130/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации на сооружение на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ.

Полагая указанный отказ Управления Росреестра незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое решение Управления Росреестра законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пунктам 5, 7 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Общество приобрело спорное сооружение в 2019 года на основании договора купли-продажи от 11.11.2019, при этом технический план объекта недвижимости был подготовлен 09.06.2021 в связи с созданием водопроводной сети.

Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права покупателя по договору купли-продажи не представляется возможным при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимости и зарегистрированных правах продавца - МУП Хелюльского городского поселения «Хелюльские коммунальные сети».

Также Управлением Росреестра было установлено, что при внесении сведений о координатах характерных точек объекта выявлено, что объект недвижимости расположен в границах земельного участка 10:07:0050104:293, который не указан в техническом плане.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Документ, являющийся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно: иной документ, который подтверждает наличие, возникновение права заявителя на земельные участки или документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута, с заявлением Общества представлен не был.

Ссылки Общества на пункты 6-8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) судом первой инстанции правомерно отклонены как основанные на неверном толковании указанной нормы.

Согласно части 8 статьи 24 Закона № 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

В техническом паспорте на водопроводную сеть инвентарный № 88 от 01.03.1989, на основании которого подготовлен технический план от 09.06.2021, содержатся сведения о протяженности сооружения - 2280 п.м., однако в техническом плане указана протяженность 12605 м. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером 10:07:0000000:562 (водопроводная сеть) протяженностью 2280 м., внесенные на основании данного технического паспорта. Обоснование, приведенное заявителем, о том, что диаметр водопроводной сети не превышает 500 мм., не было указано кадастровым инженером в техническом плане.

Таким образом, Управление Росреестра обоснованно приняло решение об отказе Обществу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости, поскольку к представленному Обществом техническому плану, подготовленному в связи с созданием Объекта, не приложены обязательные в рассматриваемом случае правоустанавливающие документы на земельные участки, в пределах которых расположен объект, а также не представлены документы, подтверждающие согласие собственников на использование земельных участков под объектом недвижимости (договор аренды, соглашение о сервитуте и пр.).

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2021 по делу № А26-6940/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

Н.С. Полубехина