ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 марта 2022 года
Дело №А26-6955/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1071/2022) акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2021 по делу № А26-6955/2021 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению акционерного общества " Петрозаводские коммунальные системы -Тепловые сети"
к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
3-е лицо: Администрация Петрозаводского городского округа;
публичное акционерное общество "ТГК-1"
о признании недействительным и отмене приказа,
установил:
акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным и отмене приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) от 10.06.2021 № 178 об определении АО «ПКС-Теплосети» теплосетевой организацией для содержания и обслуживания тепловой сети в городе Петрозаводске.
Определениями суда от 30.08.2021, 12.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация), Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №1" (далее – ПАО «ТГК-1»).
Решением суда от 23.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 23.12.2021, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить. Податель жалобы полагает, что совокупностью норм действующего законодательства обязанность по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет), возложено исключительно на органы местного самоуправления.
Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества неразрывно связано с их потенциальной возможностью обретения статуса муниципального имущества после признания права муниципальной собственности на такие объекты, а, значит, и с функцией (полномочиями) по управлению муниципальным имуществом (его формирование, управление им и т.п.).
В силу действующего законодательства перераспределение и передача полномочий в сфере управления муниципальным имуществом не допускается.
Указывает, что именно Администрация является органом, уполномоченным на управление муниципальным имуществом, что исключает законность передачи Министерству полномочий по организации в границах в границах Петрозаводского городского округа теплоснабжения населения в части определения теплосетевой/теплоснабжающей организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей.
С момента издания оспариваемого Приказа и по настоящее время спорная тепловая сеть не была фактически передана АО "ПКС-Тепловые сети" ни Министерством, ни Администрацией по передаточному акту с указанием технических характеристик сети (длины, материала и диаметра труб и т.д.). Схема передаваемого участка к оспариваемому Приказу также не прилагалась. Таким образом, в связи с тем, что фактическая передача спорной тепловой сети не была осуществлена, обязанность по ее обслуживанию у АО "ПКС-Тепловые сети" не возникла.
По мнению подателя жалобы, оспариваемым приказом Министерство неправомерно возложило обязанности по содержанию и эксплуатации спорной тепловой сети на АО "ПКС-Тепловые сети".
В связи с неуказанием срока действия оспариваемого Приказа нарушены права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку АО "ПКС-Тепловые сети" в течение неопределенного времени обязано нести расходы по содержанию имущества, у которого имеются возможные собственники/арендаторы.
Затраты на содержание и обслуживание спорной тепловой сети, не могут быть включены в тариф АО "ПКС-Тепловые сети" на следующий период регулирования по следующим обстоятельствам.
Приказ Министерства не является правоустанавливающим документом и не может быть основанием для регистрации ОПО.
У Общества отсутствует возможность организации надлежащей эксплуатации тепловых сетей, а также отсутствует возможность получения источника их содержания в тарифе.
Спорные дренажные сети, указанные в Приказе, представляют собой часть системы дренажных сетей Петрозаводского городского округа; рассматриваемая дренажная сеть не является частью тепловых сетей, предназначена для отвода грунтовых вод не только от тепловых камер, но и от иных зданий и сооружений.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.03.2021 в Администрацию поступило письмо Ростехнадзора о признании участков тепловых сетей в районе ул.Черняховского и ш.Лососинского бесхозяйными и принятии их на учет. В результате проведенных Администрацией мероприятий принято решение о целесообразности проведения работ по постановке данных объектов на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией их в качестве бесхозяйного имущества.
Приказом Министерства от 10.06.2021 № 178 АО «ПКС-Тепловые сети» определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание следующего бесхозяйного имущества:
участок тепловой сети протяженностью 56,65 м, расположенный в районе Лососинского шоссе на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0110169:204;
участок тепловой сети протяженностью 43,34 м, расположенный в районе улицы Черняховского на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0110169:205.
Министерство, издавая Приказ от 10.06.2021, исходило из того, что спорные сети являются бесхозяйными, в силу того, что собственник указанных выше сетей прекратил свою деятельность и Администрация инициировало постановку на учет такого бесхозяйного имущества.
С данным приказом не согласился заявитель и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Общества, указав на то, что содержавшиеся в приказе положения соответствовали целям и задачам, направленным на обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, защиту прав потребителей при получении коммунальной услуги теплоснабжения, и не нарушили права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, поскольку возложили на них исключительно предусмотренные законом обязанности и не создали препятствий для осуществления ими своей деятельности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Статьей 6.1 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные названным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления) законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Карелия от 26.06.2015 N 1908-ЗРК "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городских округов в Республике Карелия по организации в границах городского округа электро-, тепло- и газоснабжения населения.
Названный закон вступил в силу с 1 января 2016 года, полномочия перераспределяются на неопределенный срок, и осуществляются органами исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченными Правительством Республики Карелия. Такие полномочия осуществляет Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Подпунктами 33, 38 и 116 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 N 216-П, в полномочия Министерства включено определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений и городских округов; организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
С учетом изложенного, оспариваемый приказ принят Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении, действовавшими на момент его принятия, направлен на обеспечение бесперебойного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, и не нарушает права и законные интересы Заявителей в сфере экономической деятельности.
При рассмотрении спора суд первой инстанций установил, что оспариваемым Приказом № 178 обязанность по содержанию и обслуживанию тепловой сети, не имеющей эксплуатирующей организации, обоснованно возложена на Общество в отношении двух участков сети, непосредственно соединенных с тепловыми сетями указанной теплосетевой организации.
Основанием считать АО «ПКС - Тепловые сети» организацией, осуществляющей содержание и обслуживание спорных тепловых сетей, является наличие непосредственного соединения тепловых сетей согласно следующим документам:
письмо АО «ПКС - Тепловые сети» от 04.06.2021 № 130.04-1-2/1336 о месте (точке поставки) исполнения обязательств Поставщика по договору на оказание услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) и поставки тепловой энергии (теплоносителя) в целях компенсации потерь в тепловых сетях № ТП-02/16 от 17.03.2016г, заключенному между Поставщиком иПАО«ТГК-1»;
письмо филиала «Карельский» ПАО «ТГК-1» от 27.05.2021 № 500-03/12 об отсутствии непосредственного присоединения тепловых сетей филиала «Карельский» ПАО «ТГК-1» к спорным тепловым сетям.
Суд обоснованно указал на то, что Министерство, исполняя социально значимые функции по организации нормального теплоснабжения населения, при выявлении на находящейся в его ведении территории Петрозаводского городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Для детального уточнения спорного бесхозяйного недвижимого имущества, закрепленного приказом Министерства от 10.06.2021г. № 178, Министерством в адрес АО «ПКС-Тепловые сети» письмом от 11.06.2021 № 7805/15-17/МСЖКХиЭи направлены паспорта тепловых сетей.
Администрация заключила договор от 13.09.2021 на выполнение работ по изготовлению технических планов объектов недвижимого имущества, в целях дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией объектов в качестве бесхозяйного имущества.
Согласно пояснениям представителя Администрации, в настоящее время спорные объекты приняты на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований Общества.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2021 по делу № А26-6955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас