АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июня 2022 года
Дело №
А26-6955/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 22.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А26-6955/2021,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети», адрес: 185035, <...> (центр р-н), д. 11в, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185035, <...> (центр р-н), д. 1А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), о признании недействительным и отмене приказа Министерства от 10.06.2021 года № 178 «Об определении АО «ПКС-Тепловые сети» теплосетевой организацией для содержания и обслуживания тепловой сети в г. Петрозаводске» (далее – Приказ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) и публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее – Компания).
Решением суда от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что Приказ издан неуполномоченным органом, этим Приказом неправомерно возложена обязанность по эксплуатации тепловой сети на Общество. Отмечает, что при наличии единой теплоснабжающей организации (Компании), тепловые бесхозяйные сети следовало передать именно ей. Общество также указывает, что в Приказе не установлен срок его действия, затраты на содержание сетей не могут быть включены в тариф, что делает невозможным обслуживание сетей, нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является теплосетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.
В адрес Администрации в феврале и апреле 2021 года поступили обращения Северо-Западного управления Ростехнадзора о выявлении тепловых сетей, собственник которых (общество с ограниченной ответственностью «Стройимпульс») прекратил деятельность: участок тепловой сети протяженностью 56,65м, расположенный в районе Лососинского шоссе на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0110169:204, и участок тепловой сети протяженностью 43,34м, расположенный в районе улицы Черняховского на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0110169:205.
Министерство издало Приказ, в котором определило Общество теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание указанного выше бесхозяйного недвижимого имущества.
Не согласившись с Приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали Обществу в удовлетворении заявления, посчитав, что содержащиеся в Приказе положения соответствуют целям и задачам, направленным на обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, защиту прав потребителей при получении коммунальной услуги теплоснабжения, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Статьей 6.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные названным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона об общих принципах местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 26.06.2015 № 1908-ЗРК «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городских округов в Республике Карелия по организации в границах городского округа электро-, тепло- и газоснабжения населения.
Подпунктами 33, 38 и 116 пункта 10 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, к полномочиям Министерства относится определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений и городских округов; организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый Приказ принят Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении, в отношении организации, тепловые сети которой непосредственно соединены со спорными бесхозяйными тепловыми сетями, направлен на обеспечение бесперебойного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что затраты на содержание и эксплуатацию бесхозяйных сетей не учитываются при установлении тарифа, является необоснованным, поскольку в пункте 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 № 760-э, предусмотрен учет затрат регулируемой организации на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные сети при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в расчетном периоде, следующем за тем, в котором бесхозяйные сети приняты регулируемой организацией на содержание и обслуживание.
Срок действия Приказа Министерством не определен ввиду того, что момент признания права собственности на сети при принятии оспариваемого Приказа установить не представлялось возможным.
То обстоятельство, что спорные сети как бесхозяйные были поставлены на учет после принятия Министерством оспариваемого Приказа, не влечет его недействительность.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления, не найдя оснований для признания Приказа незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. Эти доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу № А26-6955/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В. Старченкова
Судьи
М.В. Пастухова
С.Ю. Щуринова