ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7019/2021 от 25.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 апреля 2022 года

Дело №А26-7019/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от истца: представитель ФИО1 (конкурсный управляющий) на основании определения от 23.12.2019 по делу № А26-469/2019,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

от 3-их лиц: представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплосфера» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2022 по делу № А26-7019/2021, принятое по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью «Теплосфера» (адрес: Россия, 186610, Республика Карелия, <...>, А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 22.05.2009, ИНН: <***>)

ответчик: Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия (адрес: Россия,186610, Республика Карелия, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: <***>)

третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, (Центр р-н) Красная улица, 31, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2004, ИНН: <***>); 2. конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» ФИО2 (адрес: Россия, 183025, г.Мурманск, а/я 314); 3. государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелкоммунэнерго» (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, (Центр р-н), проспект Ленина, дом 22А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2015, ИНН: <***>), 4. общество с ограниченной ответственностью «Промстрой-1» (адрес: Россия, 186615, Республика Карелия, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.10.2010, ИНН: <***>); 5. ФИО3 (адрес: Россия, 186610, <...>)

о признании права собственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Теплосфера» (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия (далее – ответчик, Администрация) о признании права собственности на объект «Тепловая сеть от ТК-1Г до ТК-4Г (ТК-5Г) к жилому дому № 46/1 по Пролетарскому пр-ту», расположенный в пределах кадастрового квартала 10:02:0080304 по адресу: Республика Карелия, <...> общей протяженностью 122,0 м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» ФИО2, государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелкоммунэнерго», общество с ограниченной ответственностью «Промстрой-1», ФИО3.

Решением от 19.01.2022 в иске отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, иск удовлетворить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе инвентаризации имущества должника, проведенной в рамках дела о банкротстве Общества № А26-469/2019, была выявлена сеть тепловая магистральная к ТК-5Г, ТК-4Г к дому N 46/1 по Пролетарскому пр. в г. Кемь. Из подтверждающих документов имеется только акт о приемке-передаче объекта основных средств № 4 от 28.12.2010, организация - сдатчик ООО «Ремстрой».

По заявлению конкурсного управляющего Общества ГУП РК РГЦ «Недвижимость» изготовлен технический паспорт на вышеуказанный объект, наименование объекта «Тепловая сеть от ТК-1Г до ТК-4Г (ТК-5Г) к жилому дому № 46/1 по Пролетарскому пр-ту».

Конкурсный управляющий Общества ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект. Уведомлением от 12.08.2021 регистрирующий орган поставил заявителя в известность о том, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены до 12.11.2021 в связи с тем, что в орган регистрации прав не представлены документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения данных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута; документы, подтверждающие приемку и ввод в эксплуатацию созданного сооружения; документы, подтверждающие, что отсутствовала необходимость в подготовке проектной документации, а также документы о том, что не был осуществлен технический учет сооружения до 2013 года.

В ответ на запрос конкурсного управляющего Администрация в письме от 22.05.2020 № 05/1271 указала, что разрешение на строительство тепловых сетей не выдавалось; заявлений о выдаче разрешения на строительство объекта Общество не направляло; проектная документация на строительство объекта не предоставлялась.

Указывая на отсутствие возможности зарегистрировать право собственности на спорный объект ввиду отсутствия у конкурсного управляющего соответствующей документации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом принадлежности ему спорного имущества (тепловой сети) на праве собственности, создания его в установленном законом порядке с получением всей разрешительной документации на земельном участке, предоставленном для этих целей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения определяется как совокупность трубопроводов коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

В соответствии с позицией, изложенной в письме Минрегионразвития России от 19.02.2010 № 6180-ИП/08, сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация.

Кроме того, в указанном письме сообщается о том, что в случае строительства реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функциональной частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в проектную документацию.

Таким образом, в случае, когда объект инженерно-технического обеспечения не является функциональной частью объекта капитального строительства, а является отдельным объектом капитального строительства, на указанный объект подлежит подготовке проектная документация.

Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Исходя из приведенных нормативных положений следует, что независимо от того, является ли объект инженерно-технического обеспечения самостоятельным объектом капитального строительства либо обеспечивает функционирование иного объекта капитального строительства проведение государственной регистрации прав на такой объект осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий Общества ссылается на наличие оснований для признания за Обществом права собственности на объект недвижимости - сооружение «Тепловая сеть от ТК-1Г до ТК-4Г (ТК-5Г) к жилому дому № 46/1 по Пролетарскому пр-ту», общей протяженностью 122,0 м, расположенное в пределах кадастрового квартала 10:02:0080304 по адресу: Республика Карелия, <...>.

Отказывая в иске, суд правомерно учел отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о том, что спорная тепловая сеть была создана силами и средствами Общества. Согласно техническому паспорту год завершения строительства объекта недвижимости - 1970.

Как обоснованно отметил суд, представленный истцом акт приема-передачи объекта основных средств № 4 от 28.12.2010 сам по себе не свидетельствует о возникновении у Общества права собственности на спорное имущество, поскольку не содержит указания на какую-либо сделку, во исполнение которой производится передача, при этом подпись должностного лица и печать ООО «Ремсервис» в акте отсутствует.

Имеющиеся в материалах дела акт на ремонтные работы от 10.07.2010, дефектная ведомость объемов работ, локальная смета на сумму 564 819 руб. 98 коп. и акт приемки-сдачи выполненных работ от 10.09.2010 касаются создания иного участка тепловых сетей от ТК-4Г до ТК-5Г к жилому дому № 46/1 по Пролетарскому пр-кту протяженностью 69,3 м, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2011 по делу № А26-2864/2011.

Документы, подтверждающие наличие у должника права собственности на земельный участок, в границах которых находится спорная тепловая сеть в материалах дела отсутствуют. Не имеется и доказательств, свидетельствующих о получении в уполномоченном органе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном законом.

Приняв во внимание отсутствие доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что спорные тепловые сети были созданы Обществом, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Доводы жалобы, направленные на оспаривание правильных выводов суда, проверены апелляционным судом и отклонены как несостоятельные и документально не подтвержденные.

Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного исследования доказательств.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2022 по делу № А26-7019/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

С.М. Кротов