ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7397/16 от 20.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 июня 2022 года

Дело №А26-7397/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14120/2022) Администрации Олонецкого национального муниципального района определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2022 по делу № А26-7397/2016, принятое

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запада»

о процессуальном правопреемстве,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Олонецкого городского поселения (далее – Администрация поселения) о взыскании 703 580 руб. неосновательного обогащения и 82 768, 90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.09.2016 иск удовлетворен в полном объеме.

На основании решения суда выдан исполнительный лист ФС № 011673030 от 23.01.2017.

Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запада» (ранее – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», истец) обратилось в суд первой инстанции с заявлением о замене должника, просит заменить Администрацию Олонецкого городского поселения на ее правопреемника - Администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее – Администрация района).

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2022 заявление удовлетворено, судом произведена процессуальная замена на стороне должника.

Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для правопреемства на стороне должника ввиду того, что решением Совета Олонецкого национального муниципального района от 26.12.2017 № 25 начата процедура ликвидации Администрации поселения, исполнительный лист направлен взыскателем в ликвидационную комиссию, однако в течение четырех лет судебный акт не исполняется, на запросы взыскателя ликвидационная комиссия не отвечает.

С указанным определением не согласилась Администрация района (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Полагает, что при решении вопроса о правопреемстве судом первой инстанции не учтено, что согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц Администрация поселения не ликвидирована, а находится в стадии ликвидации

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Процессуальное правопреемство допускается при правопреемстве в материальном правоотношении.

Согласно пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 той же статьи казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пункту 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (часть 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Между тем применительно к ликвидации казенных учреждений, являющихся Администрациям муниципальных образований, действующим законодательством предусмотрен специальный порядок правопреемства по обязательствам такого лица.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 35 и подпункта 12 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования, осуществляющего руководство местной администрацией, прекращаются досрочно в случае упразднения муниципального образования.

В силу части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 2 той же статьи).

Положениями статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования; органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования; до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены в случае упразднения таких органов.

Согласно статье 1 дополнительно представленному в апелляционный суд Уставу Администрации района, Олонецкий национальный муниципальный район – муниципальное образование «Олонецкий национальный муниципальный район», состоящий в том числе, из Олонецкого городского поселения, объединенных общей территорией в соответствии с законом Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия».

Согласно части 6 статьи 34 Устава на администрацию Олонецкого национального муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Олонецкого городского поселения.

Таким образом, Администрация района является правопреемником Администрации поселения, ввиду чего заявление истца подлежит удовлетворению.

С учетом дополнительно представленных в апелляционный суд доказательств и дополнительно изложенной в мотивировочной части настоящего постановления определение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.05.2022 по делу № А26-7397/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Г.Н. Богдановская