ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7485/17 от 11.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 января 2018 года

Дело № А26-7485/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Лущаева С.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Климцовой Н.А.

при участии: 

от заявителя:  Пенькова Н.В. по доверенности от 01.01.2018

от заинтересованного лица:  не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-31759/2017 ) ПАО "Соломенский лесозавод" на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 26.10.2017 по делу № А26-7485/2017 (судья Таратунин Р.Б.), принятое

по заявлению ПАО "Соломенский лесозавод"

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия

о признании частично недействительным решения

установил:

            публичное акционерное общество «Соломенский лесозавод» (ОГРН 1101001006259, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением  о признании недействительным решения № 28осс/расходы о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принятого Государственным учреждением – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000521244, далее - Фонд).

            Решением суда первой инстанции от 26.10.2017 в удовлетворении требований отказано.

            В апелляционной жалобе  Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам  дела и неправильное  применение судом первой инстанции норм материального права,  просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.

            В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

            Фонд, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя  в судебное заседание не направил, что  в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

            Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела Фондом  проведена выездная проверка правильности произведенных ПАО «Соломенский лесозавод» в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт от 04.05.2017 № 150осс/расходы, на основании которого 21.06.2017 вынесено решение о непринятии к зачету расходов в сумме 109368,86 руб.

            Основанием для отказа в принятии расходов на сумму 109368,86 рублей явились следующие обстоятельства:

90,21 рубль – неправомерное  исчисление пособия  по временной  нетрудоспособности из размера 100% среднего заработка застрахованному лицу, имеющему  стаж до 5 лет, Налетову Д.А.;

31732,81 рубль - неправомерное  исчисление пособия  по временной  нетрудоспособности из размера 100% среднего заработка застрахованному лицу, имеющему  стаж от 5 до  лет, Теппоеву Е.А.;

69587,06 рублей – неправомерное назначение и выплата Цхай О.А. ежемесячного  пособия по уходу за ребенком, переданным под опеку в приемную семью на основании  постановления Администрации Прионежского муниципального района № 462 от 07.03.2013;

6068,87 рублей – неправомерно выплаченное пособие на погребение  лицу, не являющемуся застрахованным лицом.

            Считая, что решение Фонда  не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании  ненормативного акта.

            Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.

            Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), предусмотрено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из содержания пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 указанного Закона).

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Законом N 81-ФЗ.

Статьей 3 Закона N 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к государственным пособиям.

В соответствии со статьей 4 Закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств Фонда.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, а также пункту 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В силу пункта 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

Пунктами 3, 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.

Часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Общество при обращении в Фонд предъявило к возмещению расходы на выплату Цхай О.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период январь 2014  - май 2014 в сумме 69587,06 рублей.

Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации Прионежского муниципального района № 462 от 07.03.2013   несовершеннолетняя А. 02.11.2012 года рождения передана в приемную  семью застрахованного лица.

Во исполнение указанного постановления  с застрахованным лицом заключен договор о приемной семье, согласно которому  застрахованное лицо принимает на воспитание в приемную семью ребенка, а орган опеки и попечительства передает приемного ребенка на воспитание в приемную семью и обеспечивает выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка, обеспечивает предоставление мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Приказом № 233 от 07.03.2013 застрахованному лицу  предоставлен отпуск  по уходу за ребенком  с 11.03.2013 по 01.05.2014.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что застрахованное лицо, являясь приемным родителем и осуществляя деятельность по воспитанию приемного ребенка на возмездной основе, фактически осуществляет трудовую деятельность, в связи с этим у него отсутствует право на получение ежемесячного пособия.

            Вместе с тем, при разрешении данного спора судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.

Материалами дела установлено, что  Обществом к возмещению предъявлено назначенное и выплаченное пособие за период январь – май 2014 года в сумме 69587,06 рублей.

Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции от 10.12.2013  заявление застрахованного лица  об установлении усыновления (удочерения) удовлетворено. Несовершеннолетняя А.  признана удочеренной  застрахованным лицом. Факт удочерения подтвержден также свидетельством о рождении несовершеннолетнего лица, выданного 13.01.2014.

В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации (статья 256) и Закона N 255-ФЗ (пункт 2 статьи 11.1) предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, в рассматриваемом случае, для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо должно представить заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Пунктом 1 ст. 137 СК РФ установлено, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Семейного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 274 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Поскольку в январе 2014 года решение суда об усыновлении  несовершеннолетней А.  застрахованным лицом вступило в законную силу, Обществом правомерно осуществлено назначение и выплата застрахованному лицу  ежемесячного  пособия по уходу за ребенком  в общей сумме 69587,06 рублей, а у Фонда отсутствовали правовые основания для  отказа в приеме к зачету указанной суммы.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит  изменению, а требования Общества – удовлетворению, решение Фонда подлежит признанию недействительным  в части отказа  в принятии  к зачету расходов в сумме 69587,06 рублей за период январь – май 2014 года.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ относятся на Фонд.

   Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2017 по делу N А26-7485/2017 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

Признать недействительным решение государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 21.06.2017 № 28осс/расходы в части отказа  в принятии к зачету расходы  в сумме 69587,06 рублей в виде ежемесячного пособия  по уходу за ребенком застрахованному лицу  Цхай О.А. за период с января 2014 года по май 2014 года.

В остальной  части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу  ПАО «Соломенский лесозавод» расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в сумме 4500 рублей.

           Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 С.В. Лущаев