ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-7689/2023 от 24.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 февраля 2024 года

Дело №А26-7689/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М. Л. Згурской

судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. И. Риваненковым

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42180/2023) Администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2023 по делу № А26-7689/2023 (судья Е. О. Елександрович), принятое по заявлению Администрации Олонецкого национального муниципального района

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: Лазарева Н. П. (доверенность от 17.03.2023)

установил:

Администрация Олонецкого национального муниципального района (ОГРН 1021001027629, ИНН 1014002151; далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – управление) от 18.05.2023 № 11-7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 03.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что ею выполнена обязанность по выставлению форму УО, в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса российской Федерации (далее – НК РФ).

Указанные доводы администрация обосновывает приложенными к апелляционной жалобе доказательствами (отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2023 год).

В нарушение положений части 2 статьи 268, части 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) податель жалобы не указал уважительных причин невозможности представления в суд первой инстанции вышеуказанных доказательств, в связи с чем, оснований для приобщения их к материалам дела не имеется.

Представитель администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы администрацией не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания администрация не обращалась. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие администрации, поскольку она извещена надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без ее участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации от 13.03.2023 №216 прекращено попечительство в отношении несовершеннолетнего Романова Д.С.

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Таким образом, срок предоставления сведений о прекращении опеки истек 27.03.2023.

Фактически «Сведения об установлении (прекращении) опеки, попечительства» направлены администрацией на бумажном носителе по почте 28.03.2023, поступили в управление 29.03.2023.

Поскольку администрация не исполнила в установленный законодательством срок обязанность по представлению «Сведений об установлении (прекращении) опеки, попечительства» по форме УО об изменениях, связанных с попечительством, в отношении подопечного лица, решением управления от 18.05.2023 № 11-7 администрация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа в сумме 1 250 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Решение управления от 18.05.2023 № 11-7 обжаловано администрацией в вышестоящий налоговый орган.

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному Федеральному округу от 14.07.2023 решение управления от 18.05.2023 № 11-7 оставлено без изменения, а жалобе администрации - без удовлетворения.

Полагая, что решение управления от 18.05.2023 № 11-7 не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы заявителя, администрация обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд отказал администрации в удовлетворении заявления.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.

В силу части 5 статьи 85 НК РФ органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Согласно пункту 10 статьи 85 НК РФ формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных этой статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Для предоставления сведений, указанных в пункте 5 статьи 85 НК РФ, Приказом утверждена форма УО.

Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с названным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 указанного Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения по статье 126 НК РФ.

С учетом установленного пунктом 5 статьи 85 НК РФ срока прекращении попечительства над Романовым Д.С. следовало представить в управление до 27.03.2023.

Сведения по форме УО после принятия постановления от 13.03.2023 №216 направлены в управление с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 85 НК РФ.

Вместе с тем, из пункта 5 статьи 85 НК РФ следует, что органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, то есть соответствующие сведения предоставляются при наличии у подопечного лица имущества.

Управлением не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами отсутствие и несовершеннолетнего Романова Д. С. какого-либо имущества.

В форме представленного администрацией в управление с сопроводительным письмом от 24.04.2023 бланка по форме УО отсутствует информация об имуществе.

При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием у несовершеннолетнего имущества у администрации отсутствовала предусмотренная пунктом 5 статьи 85 НК РФ обязанность по предоставлению в управление сведений по форме УО.

Таким образом, администрация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, в связи с чем, решение управления от 18.05.2023 № 11-7 подлежит признанию недействительным.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные администрацией требования – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2023 по делу № А26-7689/2023 отменить.

Признать недействительным решение Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 18.05.2023 № 11-7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

М.Г. Титова

Н.О. Третьякова