ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 апреля 2021 года | Дело № А26-7731/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 02.03.2021)
от ответчика: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2698/2021 ) ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2020 по делу № А26-7731/2020 (судья Александрович Е.О.), принятое по заявлению ООО "Ладожское" о признании недействительным требования от 11.06.2020 №2Л, заинтересованное лицо: ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество",
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ладожское» (далее – заявитель, ООО «Ладожское», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» (далее – ответчик, Учреждение, лесничество) о признании недействительным требования от 11.06.2020 №2Л.
Решением от 21.12.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и указав на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Учреждение, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, пунктом 3 раздела IV Протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 13.12.2019 №7 (далее – Протокол) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации организовать к началу летнего пожароопасного сезона 2020 года работу по обмену информацией о собственниках земель хозяйственного назначения в целях проведения плановых (рейдовых) осмотров.
Учреждением во исполнение Протокола 28.02.2020 направлено письмо в Администрацию Питкярантского района с целью установления собственников земельных участков, непосредственно примыкающих к землям лесного фонда.
Согласно письму Администрации Питкярантского муниципального района от 17.03.2020 арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 10:05:0020605:111, 10:05:0020605:113 является ООО «Ладожское».
В адрес ООО «Ладожское» ответчиком направлено письмо «О соблюдении Правил пожарной безопасности в лесах» от 25.03.2020 № 475, в котором сообщалось о необходимости соблюдения требований Правил №417 и о проведении выездной проверки сотрудниками лесничества.
Согласно уведомлению письмо получено ООО «Ладожское» 09.04.2020.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 №665 начало пожароопасного сезона 2020 года установлено с 01.05.2020. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 №338-рп на территории Республики Карелия установлен особый противопожарный режим с 28.05.2020.
Таким образом, с указанной даты в целях соблюдения противопожарного режима лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, должны обеспечить ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Поскольку принадлежащие ООО «Ладожское» на праве аренды земельные участки с кадастровыми номерами 10:05:0020605:111, 10:05:0020605:113 прилегают к землям лесного фонда в квартале 69 рядом с выделами 59, 60, 61, в квартале 68 рядом с выделом 20 (данные факт сторонами не оспаривается), заявитель также должен обеспечить на них соблюдение указанных требований.
Государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия, лесничим Ляскельского участкового лесничества ФИО3 и государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Ляскельского участкового лесничества ФИО4 11.06.2020 произведено патрулирование лесных участков, прилегающих к ним территорий с кадастровым номером 10:05:0020605:111 в квартале 69 рядом с выделами 59,60,61 и 10:05:0020605:113 в квартале 68 рядом с выделом 20, принадлежащих ООО «Ладожское», по результатам которого составлен акт от 11.06.2020 №28л патрулирования (рейда) лесов плановое и акт осмотра №64Л от 11.06.2020.
Согласно актам в результате патрулирования и осмотра установлено, что на территории Ляскельского участкового лесничества расположен земельный участок, прилегающий к землям лесного фонда с кадастровым номером 10:05:0020605:111 в квартале 69 рядом с выделами 59, 60, 61 и земельный участок, прилегающий к землям лесного фонда с кадастровым номером 10:05:0020605:113 в квартале 68 рядом с выделом 20, на которых проводилась расчистка сельскохозяйственных полей от древесно-кустарниковой растительности, и десятиметровые полосы, примыкающие к лесным участкам, не очищены от порубочных остатков.
На основании акта осмотра №64Л от 11.06.2020 обществу с ограниченной ответственностью «Ладожское» выдано требование от 11.06.2020 №2Л (л.д.9) об устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации, выразившегося в несоблюдении пункта 9.1 Правил №417: земельные участки с кадастровыми номерами 10:05:0020605:111 и 10:05:0020605:113 от опушки леса не обеспечена очистка от сухой травяной растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса, либо не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метров или иным противопожарным барьером, прилегающих в квартале 69 выдел 60, 61 на протяжении примерно 200 м, в квартале 68 выдел 20 на протяжении примерно 300 м Ляскельского участкового лесничества ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество».
Установлен срок для исполнения требования до 17 июля 2020 года.
Требование направлено заявителю сопроводительным письмом от 17.06.2020 №891.
Полагая, что требование не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона контроля (часть 5 статьи 8.3).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
По факту выявленных 11.06.2020 нарушений должно было быть составлено мотивированное представление и инициирована внеплановая проверка в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ с целью выявления всех обстоятельств и установления надлежащего субъекта совершения нарушения.
Указанные в спорном требовании нарушения могли быть выявлены только по результатам проведения внеплановой проверки.
Согласно части 3 статьи 13.2 Закона №294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Вместе с тем, как прямо указано в акте №28л патрулирования (рейда) лесов от 11.06.2020, мероприятие проводилось в отношении конкретного юридического лица (ООО «Ладожское») и арендуемых им двух земельных участков, что свидетельствует о фактической подмене рейдовым осмотром проверки.
Требование пункта 7 части 3 статьи 96 ЛК РФ об обязательности ознакомления лица, в отношении которого составлен акт, ответчиком не соблюдено, доказательства вручения/направления в адрес ООО «Ладожское» акта от 11.06.2020 в материалы дела не представлены, на выполнение данной обязанности ответчик ни в отзыве, ни в письменных пояснениях не указывает; представил доказательства направления 17.06.2020 в адрес заявителя извещения о проверке исполнения требования об устранении нарушений лесного законодательства, которое не подтверждает исполнение указанной обязанности по ознакомлению с актом.
Субъектом, в отношении которого в порядке статьи 96 ЛК РФ может быть составлен акт и предъявлено требование об устранении нарушений, является лицо, осуществляющее использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Ладожское» ни к одной из указанных категорий не относится.
Также ответчиком в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что земельные участки, на которых выявлены нарушения лесного законодательства, принадлежат Обществу.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
К материалам дела не приложено каких-либо документов, свидетельствующих, что при определении положения на местности характерных точек границы земельного участка, а также определения собственного местоположения на местности заинтересованным лицом использованы специальные технические средства, прошедшие соответствующую поверку.
Таким образом, доказательства того, что патрулирование произведено в отношении участков, арендатором которых является ООО «Ладожское», а также верного определения координат исследуемых участков, ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, признав, что ответчиком не соблюден порядок проведения мероприятий контроля и выдачи оспариваемого требования в части порядка проведения проверки и документального оформления результатов патрулирования участков лесного фонда. Факт несоблюдения именно заявителем требований противопожарной безопасности в лесах не подтвержден имеющимися в деле доказательствами, что является нарушением прав и законных интересов заявителя.
В нарушение п. 5 ст. 200 АПК РФ ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" не исполнило своей обязанности и не представило суду доказательств правомерности оспариваемого требования от 11.06.2020 №2Л.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2020 по делу № А26-7731/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.С. Полубехина | |
Судьи | К.В. Галенкина И.А. Тимухина |