ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 августа 2022 года
Дело №А26-7740/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12844/2022) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2022 по делу № А26-7740/2021, принятое по иску:
истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, (Центр р-н), улица Андропова, 2/24, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2007, ИНН: <***>)
ответчик: акционерное общество «Запкареллес» (адрес: Россия,186870, Республика Карелия, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: <***>)
о взыскании,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу «Запкареллес» (далее - ответчик, Общество, АО «Запкареллес») о взыскании неустойки в размере 330 157 руб. 41 коп.
Решением от 24.03.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, иск удовлетворить; полагает необоснованным вывод суда об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком действующего лесного законодательства при производстве лесосечных работ.
Определением от 01.08.2022 ввиду нахождения судьи Полубехиной Н.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Баженову Ю.С.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 17.12.2008 заключен договор № 52-з аренды лесного участка площадью 600 331 га, являющегося частью лесного участка с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0010, расположенного на территории ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество». Названный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 17.12.2008 (приложение № 5 к договору).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 № 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.09.2017 № 326-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Также установлено, что возникшие в результате преобразования органы исполнительной власти Республики Карелия являются правопреемниками преобразованных органов исполнительной власти Республики Карелия.
ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» является представителем по доверенности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации и по 31.12.2052 (пункт 7.1 договора). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.01.2009, о чем имеется соответствующая регистрационная запись.
Ответчиком поданы лесные декларации № 619 от 03.06.2020, № 636 от 05.06.2020, № 491 от 07.05.2020, № 182 от 14.02.2020, № 2088 от 25.12.2019, № 20 от 09.01.2020, № 462 от 22.04.2020. № 366 от 26.03.2020, № 329 от 16.03.2020, № 1640 от 28.12.2020, № 526 от 14.05.2020, № 423 от 14.04.2020.
ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в июне - июле 2021 года проведены осмотры мест рубок, о чем составлены акты осмотра мест рубок. По результатам проверки зафиксированы допущенные арендатором лесонарушения, за которые были начислены договорные неустойки.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо № 2728 от 25.08.2021 с предложением добровольно оплатить неустойку за нарушение условий договора.
Оплата неустойки произведена ответчиком частично, на сумму 245 119 руб. 71 коп. За оставление невывезенной древесины, в части неустойки за оставление недорубов в размере 330 157 руб. 41 коп. претензия оставлена без удовлетворения.
Указанное обстоятельство послужило основаниям для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора.
При этом, исходя из положения пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться как законом, так и договором.
При таких обстоятельствах согласование сторонами в договоре аренды лесного участка условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пункт 24 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», дает право арендатору (ответчику) на выделение неэксплуатационных участков одновременно с осуществлением лесосечных работ в случаях, если они не были выделены при отводе лесосек. При этом в технологическую карту лесосечных работ вносятся соответствующие изменения.
Указанная правовая позиция подтверждена также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2018 по делу № А26-13575/2017.
Судом правомерно отклонен довод истца о том, что в случае внесения изменений в лесную декларацию в течении декларируемого периода лицу, подавшему лесную декларацию, необходимо направить в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений, со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 8 приказа от 30.07.2020 № 539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (действовавшим в спорный период), данные положения применяются при внесении изменений в лесную декларацию.
Как обоснованно отметил суд, в рассматриваемом случае ответчик внес изменения в технологическую карту лесосечных работ, а не в лесную декларацию.
Технологическая карта лесосечных работ не входит в перечень приложений к лесной декларации; требования к ее форме и порядку заполнения установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки».
Из материалов дела следует, что ответчиком заблаговременно направлены в адрес ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» заявления о сохранении в спорных кварталах ключевых биотопов и природных объектов, имеющих природоохранное значение, в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Суоярвского лесничества Республики Карелия на 2021-2030 годы с приложением технологических карт и схемы разработки лесосек с внесенными изменениями. Вышеуказанные сведения были направлены в адрес ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» письмами АО «Запкареллес» от 15.09.2020 № 110 (вх. №1116 от 15.09.2020); 14.05.2020 № 36 (вх. № 527 от 14.05.2020); 13.11.2020 № 157 (вх. № 1430 от 13.11.2020); 26.03.2021 № 29 (вх. № 334 от 26.03.2021); 22.04.2021 № 44 (вх. № 446 от 22.04.2021), т.е. до даты проведения освидетельствования лесосек.
Приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком действующего лесного законодательства при производстве лесосечных работ, суд правомерно отказал в иске.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что рубка произведена в строгом соответствии с полным набором разрешительной документации, договором аренды, лесными декларациями, Проектом освоения лесов.
Вопреки доводам подателя жалобы, действия ответчика по оставлению ключевых биотопов по следующим кварталам Вегарусского участкового лесничества:
- 22 выделы 37, 44 - на площади 1,34 га;
- 23 выделы 24,44, 58- на площади 8,3 га;
- 79 выдел 62, 69 - на площади 1,01 га;
- 93 выдел 25- на площади 0,49 га;
- 94 выделы 2,3 - на площади 1,55 га, произведены в строгом соответствии с Правилами, не повлекли за собой причинение вреда окружающей среде, соответствующие уведомления заблаговременно (до даты освидетельствования делянок) были направлены в адрес истца, в целях последующего учета направленных сведений при освидетельствовании мест рубок и недопустимости квалификации оставленных ключевых биотопов в качестве недорубов.
Ссылка истца на данные из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) об отсутствии в спорных выделах сведений о ключевых биотопах, правомерно отклонены судом. Таксационное описание выдела по данным ГЛР отражает усредненную информацию о его характеристиках на всей его площади. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Данные ГЛР, помимо иной информации, содержат информацию о количественных, качественных характеристиках лесов. Информация о качественных характеристиках конкретного лесного насаждения (лесотаксационного выдела) отражается в таксационных описаниях и является таксационной характеристикой лесотаксационного выдела.
В соответствии с нормативными правовыми актами в области лесопользования таксационная характеристика лесотаксационного выдела формируется на основе средних таксационных показателей, вычисленных исходя из данных, полученных на всех пунктах таксации лесов лесотаксационного выдела. Следовательно, все таксационные характеристики (состав и полнота насаждения, бонитет и т.д.) в разных частях лесотаксационного выдела, отдельные участки, насаждения имеют отклонения в ту или иную сторону от средних показателей. Данные отдельные участки по своим характеристикам, отличным от средних показателей, и могут подпадать под критерии выделения ключевых биотопов.
Ответчик считает, что концепция лесных ключевых биотопов является основной мерой для сохранения биоразнообразия лесных экосистем в хозяйственно освоенных лесах вне особо охраняемых природных территорий.
Поскольку Обществом не были допущены нарушения требований действующего лесного законодательства в части выделения неэксплуатационных участков леса в спорных кварталах Вегарусского участкового лесничества при проведении лесосечных работ по лесным декларациям при осмотре истцом лесосек в июне, июле 2021 года, спорные участки леса не могли быть квалифицированы в качестве оставления недорубов, что в свою очередь исключает возможность применения договорной неустойки, предусмотренной условиями договора № 52-з от 17.12.2008 года.
Какихе-либо дополнительных оснований для иной оценки обстоятельств данного спора заявителем не приведено.
С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно отказал Министерству в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения в целом.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные обстоятельства для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2022 по делу № А26-7740/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В. Галенкина
Судьи
Ю.С. Баженова
С.М. Кротов