ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8235/15 от 20.04.2016 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 апреля 2016 года

Дело № А26-8235/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2016 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Есиповой О.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Трощенковой Д.С.

при участии: 

от заявителя: Полищук П.В. по доверенности от 11.01.2016;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-6471/2016 )  Администрации Суоярвского городского поселения на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 по делу № А26-8235/2015 (судья Ильющенко О.В.), принятое

по заявлению  Администрации Суоярвского городского поселения

к Государственной жилищной  инспекции Республики Карелия

об оспаривании предписания

установил:

Администрации Суоярвского городского поселения (ОГРН: 1051002321094; адрес: 186870, Россия, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, 6, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; адрес: 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4  далее - Инспекция) от 15.07.2015 №580.

            Решением суда от 11.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.

            В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что Инспекция допустила грубые нарушения процедуры проведения проверки, которые выразились в проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя, а также Инспекцией не представлен акт проверки. Осуществление мероприятий, которые Инспекция предписала совершить Администрации, относится к полномочиям межведомственной комиссии, поэтому предписание вынесено в отношении ненадлежащего лица.

            В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заинтересованного лица.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.    

Во исполнение поручения заместителя Главы Республики Карелия по развитию инфраструктуры о рассмотрении обращений граждан Суоярвского городского поселения о ненадлежащем состоянии жилых домов приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 № 161 образована комиссия в составе представителей указанного Министерства, Инспекции, Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления, администрации.

Заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия утвержден план организационных мероприятий по решению вопросов, содержащихся в обращениях жителей Суоярвского городского поселения, предусматривающий, в том числе в срок до 01.04.2015 проведение оценки соответствия жилых помещений многоквартирных домов требованиям, установленным разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), в срок до 01.09.2017 - обеспечение переселения граждан из аварийных домов. Ответственной за проведение данных мероприятий определена Администрация.

В период с 24.11.2014 по 27.11.2014 Комиссия провела осмотр многоквартирных домов на территории Суоярвского городского поселения, по результатам которого составила акт.

            Инспекция в адрес Администрации направила заключения № 3 от 17.02.2015, № 5 - № 17 от 27.03.2015 о несоответствии жилых домов установленным требованиям для их оценки в соответствии с порядком, установленным Положением № 47, и принятия соответствующего решения.

            Письмом от 06.07.2015 № 1002 Администрация сообщила Инспекции, что на основании заключений о несоответствии жилых домов установленным требованиям, жителям домов будет направлено уведомление о представлении  документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

            15.07.2015 Инспекцией составлена справка-отчет № 176 по результатам исследования документов по вопросу признания жилых домов в городе Суоярви аварийными и подлежащими сносу, согласно которой в письме Администрации от 06.07.2015 № 1002 отсутствует информация о доведении до собственников жилых домов информации о необходимости представления соответствующих документов.

По результатам рассмотрения указанной справки Инспекция вынесла предписание от 15.07.2015 № 580 о нарушении пункта 45 (1) Положения № 47, которым предписала Администрации в течение 10 дней с даты получения предписания предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения  № 47.     

Не согласившись с означенным предписанием, Администрация, оспорила его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положение № 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктами 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, пунктами 1, 6, 7  Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 № 67, Инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и имеет право  выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

В рассматриваемом случае необходимость проведения оценки состояния жилых домов для решения вопроса о переселении граждан из аварийных домов была установлена по результатам рассмотрения обращений граждан Суоярвского городского поселения комиссией, созданной по поручению Правительства Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 7 Положения № 47  орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Постановлением администрации Суоярвского городского поселения № 107а от 29.05.2014 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Суоярвского городского поселения.

В соответствии с  пунктом 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения № 47 установлены процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятия решения по результатам работы комиссии.

Перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, установлен пунктом 45 Положения № 47.

Согласно пункту 45(1) Положения № 47,  в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

Аналогичный порядок предусмотрен пунктами 2.3, 2.4, 2.6.1, 2.6.2 административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утверждено постановлением администрации от 10.12.2013 № 200; далее – Административный регламент).

Инспекция, выступая заявителем, направила в Администрацию заключения о необходимости проведения процедуры, предусмотренной пунктами 44 - 47 Положения № 47. Следовательно, для  оценки соответствия помещений установленным Положением № 47 требованиям комиссия должна предложить собственникам помещений представить документы, указанные в пункте 45 Положения № 47 и пункте 2.6.1 Административного регламента.

Вместе  с тем, податель жалобы полагает, что не является уполномоченным лицом на выполнение предписания, поскольку предложение собственникам помещений о представлении необходимых документов должно исходить от комиссии.

По мнению суда апелляционной  инстанции, данная позиция заявителя основана на неправильном толковании норм материального права.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, межведомственная комиссия создана постановлением Администрации от 29.05.2014 № 107а на основании пункта 7 Положения № 47  только для осуществления оценки жилых помещений на соответствие требованиям, установленным данным Положением.

Поскольку вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции органов местного самоуправления, суд правомерно признал предписание законным, выданным надлежащему лицу. Администрацией не представлено надлежащих доказательств нарушения данным ненормативным правовым актом прав заявителя.

Доводы подателя жалобы о нарушении Инспекцией требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) при проведении проверки отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку проверка в смысле, придаваемом пунктом 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ, Инспекцией не проводилась.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Нарушение, послужившее основанием для выдачи оспариваемого предписания, выявлено Инспекцией в результате работы в составе межведомственной комиссии, созданной приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17.11.2014 № 161, и анализа документов, имеющихся в распоряжении инспекции. При этом взаимодействие инспекции и администрации не возникло, при проведении контрольных мероприятий на заявителя не возлагалась обязанность по предоставлению информации и исполнению требований инспекции.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с данной судом первой инстанции оценкой доказательств по делу и установленными по делу фактическими обстоятельствами, по существу сводятся к переоценке выводов суда, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 11.02.2016 по делу №  А26-8235/2015   оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Суоярвского городского поселения - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

О.И. Есипова

 А.Б. Семенова