ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8410/2021 от 06.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 июля 2022 года

Дело №А26-8410/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Поповой Н.М.

судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 29.04.2020 (участие путем системы веб-конференции)

от ответчика: не явился, извещён

от 3-и лица: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16478/2022) индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2022 по делу № А26-8410/2021, принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «ИТиК»

к индивидуальному предпринимателю ФИО2

3-и лица: 1) общество с ограниченной ответственностью «Океан»

2) общество с ограниченной ответственностью «ТрансУрал»

3) индивидуальный предприниматель ФИО3

4) общество с ограниченной ответственностью «Росторг»

о взыскании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ИТиК» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ответчик, Индивидуальный предприниматель) о взыскании 1 142 539 рублей 08 копеек убытков в порядке регресса.

Решением от 18.04.2022 исковые требования удовлетворены частично.

С индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИТиК» взыскано 533 000 рублей убытков, а также 11 394 рубля расходов по государственной пошлине.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при вынесении решения суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. А именно, судом не установлен факт наличия вины ответчика в утрате груза.

Апеллянт полагает, что копия Договора №16 аренды транспортного средства без экипажа с физическим лицом от 01.03.2019 не мог быть приобщен к материалам дела ввиду его незаключенности.В отсутствие договора ответственность не могла быть возложена на грузоперевозчика.

20.06.2022 от истца через канцелярию Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов подателя апелляционной жалобы.

Настоящее судебное заседание по ходатайству истца, проводится путем использования системы веб-конференции.

05.07.2022 от ответчика через канцелярию Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Суд данное ходатайство отклонил ввиду его незаблаговременного направления в суд.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Между обществом «Океан» (поставщик) и Предпринимателем ФИО3 (покупатель) заключен договор поставки №261 от 04.03.2020, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить товар: горбуша б/г, количество – 4994 кг, стоимость – 624 250 рублей; сардина иваси, количество – 15 000 кг, стоимость – 940 500 рублей (пункт 1.1 договора №261 от 04.03.2020). Право собственности на товар и риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит от поставщика к покупателю с момента получения товара на складе по адресу: <...> уполномоченным представителем покупателя (пункт 3.4 договора №261 от 04.03.2020).

Между обществом «Океан» (клиент) и обществом «ТрансУрал» (экспедитор) заключен договор от 13.12.2018, по условиям которого клиент поручает, а экспедитор принимает на себя оказание транспортно-экспедиционных услуг для перевозки грузов, предъявленных клиентом, по территории Российской Федерации на условиях, указанных в договоре и приложениях к нему (договорзаявка) (пункт 1.1 договора от 13.12.2018).

Обществом «Океан» (заказчик) и обществом «ТрансУрал» (экспедитор) подписана заявка на осуществление перевозки №205 от 04.03.2020 к договору от 13.12.2018, содержащая следующие условия перевозки: маршрут Кирово-Чепецк – Пенза (пункт 1 заявки); дата погрузки: 04.03.2020; грузоотправитель: общество «Океан»; адрес погрузки: Кирово-Чепецк, Цепели; дата разгрузки: 05.03.2020, адрес разгрузки: Пенза по ТТН; груз: рыба с/м 20 000 кг, 82 куб.м. (пункт 2 заявки); выделенный подвижной состав: тягач VOLVO К 862 ХО/10, прицеп АЕ5410/33, водитель ФИО2 (пункт 7 заявки).

Между обществом «ТранСурал» (отправитель) и обществом ««ИТиК»» (перевозчик) заключен договор от 04.03.2020, по условиям которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем, либо лицом, определенным отправителем, груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (пункт 1.1 договора от 04.03.2020).

Перевозка груза осуществляется на основании подписанной обеими сторонами договора-заявки и товаросопроводительных документов (пункт 2.1 договора от 04.03.2020).

Обществом «ИТиК» (перевозчик) и обществом «ТрансУрал» (заказчик) подписана заявка на осуществление перевозки №205 от 04.03.2020 к договору, содержащая следующие условия перевозки: маршрут Кирово-Чепецк – Пенза (пункт 1 заявки); дата погрузки: 04.03.2020; грузоотправитель: общество «Океан»; адрес погрузки: Кирово-Чепецк, Цепели; дата разгрузки: 05.03.2020, адрес разгрузки: Пенза по ТТН; груз: рыба с/м 20 000 кг, 82 куб.м. (пункт 2 заявки); выделенный подвижной состав: тягач VOLVO К 862 ХО/10, прицеп АЕ5410/33, водитель ФИО2 (пункт 7 заявки). Согласно составленному обществом «Океан» счету-фактуре и универсальному передаточному документу от 04.03.2020 перевозчику был передан груз (горбуша в количестве 4994 кг, сардина иваси в количестве 15 000 кг) общей стоимостью 1 422 500 рублей (без НДС); с НДС – 1 564 750 рублей.

Согласно товарно-транспортной накладной от 04.03.2020 указанный в счете-фактуре и универсальном передаточном документе от 04.03.2020 груз был принят от грузоотправителя общества «Океан» к перевозке водителем, указанным обществом «ТрансУрал» в заявке от 04.03.2020 (ФИО2), с использованием указанного в заявке транспортного средства (VOLVO К 862 ХО/10, прицеп АЕ5410/33), о чем на указанной накладной имеется подпись названного водителя.

Груз не доставлен покупателю по договору от 04.03.2020 № 261 ИП ФИО3

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2020 по делу № А28-5565/2020 с ООО «ТрансУрал» (экспедитора) в пользу ООО «Океан» (клиента) взысканы убытки в размере стоимости утраченного груза в сумме 1 142 539 рублей 08 копеек.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2020 по делу № А28-15955/2020 с ООО «ИТиК» (перевозчика) в пользу «ТрансУрал» (заказчика) взысканы убытки в размере стоимости утраченного груза в сумме 1 142 539 рублей 08 копеек.

ООО «ИТиК», полагая, что груз утрачен по вине ИП ФИО2, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками, в силу статьи 15 Кодекса, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (часть 1 статьи 1081 ГК РФ).

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных и других документов, необходимых для перевозки грузов, за исключением перевозок в области почтовой связи.

Согласно положениям статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и указанным Законом.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

По правилам статьи 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (управомоченному им лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В пункте 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что ущерб, причиненный при перевозке груза в случае его утраты или недостачи, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или поврежденного груза.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Доводы ответчика о незаключенности договора опровергаются следующим.

Судебным актом по делу №А28-15955/2020 установлено следующее.

Между обществом «ТрансУрал» (отправитель) и обществом «ИТиК» (перевозчик) заключен договор от 04.03.2020, по условиям которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем, либо лицом, определенным отправителем, груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (пункт 1.1 договора от 04.03.2020).

Перевозка груза осуществляется на основании подписанных обеими сторонами договора-заявки и товаросопроводительных документов (пункт 2.1 договора от 04.03.2020).

В соответствии с пунктами 4.1.11 и 4.1.13 перевозчик обязан сдавать грузы уполномоченному получателю, указанному в ТТН, по количеству мест и виду товара, а также внешнему виду упаковки товара, согласно накладной; принимать не себя ответственность за сохранность в пути всех перевозимых по договору грузов, за исключением случаев, когда груз перевозился под охранным сопровождением.

Согласно пункту 6.1 договора от 04.03.2020 риск случайной гибели, утраты или повреждения груза несет перевозчик с момента передачи груза грузоотправителем перевозчику до момента передачи груза перевозчиком грузополучателю.

Моментом передачи груза грузоотправителем перевозчику и перевозчиком грузополучателю считается момент подписания соответствующего акта приемапередачи груза либо иного товарного или товаросопроводительного документа (пункт 6.2 договора от 04.03.2020).

В силу пункта 6.3 договора от 04.03.2020 в случае утраты или случайной гибели груза перевозчик обязан возместить отправителю стоимость утраченного или погибшего груза.

При отсутствии подтверждения о месте нахождения груза груз считается потерянным (утраченным), если он не был передан перевозчиком грузополучателю в течение десяти дней по прошествии срока доставки груза в место назначения, указанного в соответствующем договоре-заявке (пункт 6.5 договора от 04.03.2020).

Согласно пункту 8.1 договора от 04.03.2020 споры по договору будут разрешаться в Арбитражном суде Кировской области.

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 04.03.2020 сторонами подписан договор-заявка на осуществление перевозки от 04.03.2020 № 205, содержащий следующие условия перевозки: маршрут Кирово-Чепецк – Пенза (пункт 1 заявки); дата погрузки: 04.03.2020; грузоотправитель: общество «ОКЕАН»; адрес погрузки: Кирово-Чепецк, Цепели; дата разгрузки: 05.03.2020, адрес разгрузки: Пенза по ТТН; груз: рыба с/м 20 000 кг, 82 куб.м. (пункт 2 заявки); выделенный подвижной состав: тягач VOLVO К 862 ХО/10, прицеп АЕ5410/33, водитель ФИО2 (пункт 7 заявки).

В силу пункта 5 договора-заявки № 205 перевозчик несет полную материальную ответственность за груз, является экспедитором.

Согласно товарно-транспортной накладной от 04.03.2020 груз (горбуша б/г 2-11 1 сорт в количестве 4994 кг, 227 мест; сардина Иваси 20 кг в количестве 15 000 кг, 750 мест) был принят от грузоотправителя ООО «Океан» к перевозке водителем, указанным ООО «ИТиК» в заявке от 04.03.2020 (ФИО2), с использованием указанного в заявке транспортного средства (VOLVO К 862 ХО/10, прицеп АЕ5410/33), о чем на указанной накладной имеется подпись названного водителя.

Поставка товара, указанного в товарно-транспортной накладной от 04.03.2020, являлась предметом договора поставки от 04.03.2020 № 261, заключенного между ООО «Океан» (поставщик) и ИП ФИО3 (покупатель), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить товар: горбуша б/г, количество – 4994 кг, стоимость – 624 250 руб.; сардина иваси, количество – 15 000 кг, стоимость – 940 500 руб. (пункт 1.1 договора №261 от 04.03.2020).

Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства доставки указанного груза в пункт назначения, указанный в заявке и товарно-транспортной накладной от 04.03.2020, и выдачи груза указанному в названных документах грузополучателю (ИП ФИО3) или лицу, надлежащим образом уполномоченному грузоотправителем или грузополучателем на получение груза. В связи с этим само по себе наличие на экземпляре товарно-транспортной накладной от 04.03.2020, представленном в дело ИП ФИО2, оттиска печати иного лица (ООО «Росторг») не свидетельствует об исполнении ответчиком обязательства по доставке груза, предусмотренного договором от 04.04.2020 и заявкой №205 от 04.03.2020.

По правилам пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N87- ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее также – Закон №87-ФЗ) и части 3 статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

Поскольку согласно условиям заявки №205 от 04.03.2020 указанный груз должен быть доставлен 05.03.2020, а также с учетом пункта 6.5 договора от 04.03.2020, согласно которому груз считается утраченным, если он не был передан перевозчиком грузополучателю в течение десяти дней по прошествии срока доставки груза в место назначения, указанного в договоре-заявке, на момент рассмотрения судом настоящего дела данный груз считается утраченным.

Именно Скакун не исполнил обязательство по доставке груза ИП ФИО3

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Решение от 18.04.2022 следует оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2022 по делу № А26-8410/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Попова

Судьи

Т.В. Жукова

Я.Г. Смирнова