АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 октября 2015 года | Дело № | А26-8503/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Асмыковича А.В., при участии от открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» ФИО1 (доверенность от 15.07.2014 № 25-200), от Территориального Управления финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия ФИО2 (доверенность от 24.07.2015), рассмотрев 13.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу № А26-8503/2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.), у с т а н о в и л: открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», место нахождения: 186420, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Общество, ОАО «Сегежский ЦБК»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными представления от 15.08.2014 № 06-1-23/27 и предписания от 15.08.2014 № 06-1-23/28к Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Управление). Определением суда первой инстанции от 05.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации место нахождения: 109074, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Министерство). Решением суда первой инстанции от 11.03.2015 (судья Гарист С.Н.) заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд постановлением от 17.06.2015 решение в части признания недействительным представления Управления от 15.08.2014 № 06-1-23/27 отменил и в удовлетворении заявления в данной части Обществу отказал. В остальной части решение от 11.03.2015 оставлено апелляционной инстанцией без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. В отзыве на кассационную жалобу Управление возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения. Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения. Законность постановления проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и подтверждается материалами дела Общество является получателем средств федерального бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в 2009 - 2011 годах в общей сумме 114 815,042 тыс. рублей, в том числе в 2010 году по кредитам, полученным в 2009 - 2010 годах – 68 934,240 тыс. рублей, в 2011 году - по кредитам, полученным в 2010 - 2011 годах – 40 182,376 тыс. рублей, в 2012 году по кредиту, полученному в 2011 году – 5698,426 тыс. рублей. На основании плана контрольной работы на 2014 год и поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 12.11.2013 № 43-01-05-25/4309 в период с 23.01.2014 по 05.06.2014 Управлением проведена проверка обоснованности получения средств федерального бюджета в 2009 - 2012 годах в ОАО «Сегежский ЦБК». В ходе проверки, оформленной Актом от 11.06.2014 (далее – Акт проверки) установлено, что в нарушение пунктов 3 и 4 Правил предоставления из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2010 № 329 (далее – Правила № 329), Обществом неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам от 27.02.2010 № 0085/15/066-10, 14.05.2010 № 0085/15/118-10, 22.06.2010 № 0085/15/175-10, 08.07.2010 № 0085/15/197-10, 08.07.2010 № 0085/15/201-10, 08.07.2010 № 0085/15/199-10, 23.07.2010 № 0085/15/215-10, в сумме 30 022,941 тыс. рублей в связи с использованием кредитных средств на цели, не предусмотренные Правилами № 329. В акте проверки указано, что денежные средства, перечисляемые Обществом в качестве авансовых платежей контрагенту – ЗАО «Инвестлеспром», впоследствии возвращались без исполнения встречных обязательств по поставкам лесопродукции, в то время как исполнение этих обязательств Общество отражало в отчетах, представляемых Министерству в целях получения субсидий. Также выявлены факты последующего изменения назначения платежей. Данные обстоятельства явились основанием выдачи Обществу представления от 15.08.2014 № 06-1-23/27 с требованием в течение 30 дней принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений. Кроме того, Управлением выдано предписание от 15.06.2014 № 06-1-23/28, согласно которому Обществу надлежит в течение 30 календарных дней с даты его получения принять реальные и действенные меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного федеральному бюджету, о чем проинформировать Управление не позднее 10 рабочих дней. В предписании указано, что его неисполнение влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не согласившись с предписанием и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление в рассматриваемом случае было не вправе выносить в адрес заявителя представление и предписание, поскольку, Общество не является участником бюджетного процесса, в то время как представление и предписание подлежат вынесению при установлении нарушений бюджетного законодательства. Апелляционный суд частично отменяя решение суда первой инстанции исходил из того, что в силу положений бюджетного законодательства Управление как орган внутреннего государственного финансового контроля наделено полномочиями по проведению проверки правомерности использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета Обществу в соответствии Правилами № 329, и соответственно наделено полномочиями и по реализации результатов такой проверки, в том числе посредством применения к нарушителю мер принуждения в виде представления и/или предписания. Установив обоснованность выводов, отраженных в акте проверки о порядке расходования Обществом бюджетных средств, суд апелляционной инстанции счел представление Управления от 15.08.2014 № 06-1-23/27 законным и отказал в удовлетворении заявления в данной части. Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения. В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В соответствии с частью 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее – Постановление № 1092), Управление в рамках деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Пунктом 13 Правил № 329 предусмотрено, что контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Общество относится к объектам контроля в финансово-бюджетной сфере в силу подпункта «ж» пункта 7 Постановления № 1092. В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания (статья 270.2 БК РФ). Согласно пунктам 6 и 68 Постановления № 1092 Служба при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений и предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации. Вывод апелляционной инстанции о наличии у Управления полномочий на проведение контрольного мероприятия в отношении Общества и возможности принятие таких мер принуждения как представление и предписание соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормативным положениям. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами № 329 предусмотрено направление бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году частью 5 статьи 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и социальной сферы, в размере 650 млн. рублей на предоставление из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива. В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил № 329 субсидии предоставляются организациям при условии использования кредита на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями; к расходам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива в целях настоящих Правил для лесоперерабатывающих организаций относятся: расходы на приобретение необработанных лесоматериалов; услуги транспорта (за исключением экспортных поставок); расходы на горюче-смазочные материалы. Субсидии предоставляются организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, уплаченных ими в текущем году, а также организациям, уплатившим проценты за кредиты в IV квартале года, предшествующего текущему году, и не получившим субсидии, при условии своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями (пункт 5 Правил № 329). Суд апелляционной инстанции оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ сделал вывод о доказанности факта использования Обществом субсидий на цели, не предусмотренные Правилами № 329. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых и фактических оснований для признания недействительным представления Управления от 15.08.2014 № 06-1-23/27. Апелляционный суд правильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу № А26-8503/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | О.А. Алешкевич А.В. Асмыкович | |||