ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8548/04-13 от 01.03.2005 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 марта 2005 года

                     Дело №

А26-8548/04-13

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Чертилиной З.А.,

судей  Кустова А.А., Сосниной О.Г.,

            рассмотрев 22.02.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на постановление апелляционной инстанции от 26.11.04 Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-8548/04-13 (судьи Тимошенко А.С., Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю.),

                                                    у с т а н о в и л:

   Общество с ограниченной ответственностью «Титул-Ник»  (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия  с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Министерства финансов Республики Карелия (далее – Минфин РК),   администрации города Петрозаводска (далее - Администрация)  15 922 руб. 66 коп., в том числе 14 569 руб. 76 коп.  расходов, понесенных с связи с предоставлением в 2001-2002 годах отдельной категории граждан, проживающих в городе Петрозаводске, льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон) и 1 352 руб. 90 коп. компенсации за предоставление льгот, предусмотренных Законом Республики Карелия от 04.06.01 № 502-ЗРК «О социальной защите инвалидов в Республике Карелия» (далее – Закон Республики Карелия).   

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение «Служба заказчика».

Решением от 30.09.04 в пользу Общества  с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 14 567 руб. 76 коп. расходов, с Минфина РК - 1352 руб. 90 коп. расходов. В иске к Администрации отказано.

  Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.04 решение от 30.09.04 отменено.  С Минфина РК в пользу Общества взыскано 15 922 руб. 66 коп. расходов. В иске к Минфину РФ и Администрации отказано.

  В кассационной жалобе Минфин РК, ссылаясь на неправильное применение  норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом ошибочно не применен срок исковой давности в отношении  требований истца за январь-июль 2001 года. Кроме того, бюджетные обязательства по выделению средств на реализацию Закона Республики Карелия выполнены Республикой Карелия в полном объеме.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

       Законность обжалуемого судебного акта  проверена в кассационном порядке.

          Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в 2001-2002 годах  осуществляло деятельность по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, принадлежащего товариществам собственников жилья «Монолит-7», «Теремок-Плюс», «Уют-1» и жилищно-строительному кооперативу «Наука».  При взимании с жильцов  платы за жилье и коммунальные услуги в указанный период Общество учитывало льготы, установленные Федеральным Законом и Законом Республики Карелия.

  Невозмещение расходов, связанных с предоставлением названных льгот, послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.         

Согласно статье 4 Федерального Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

          В соответствии со статьей 17 Федерального Законаинвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Правительством Российской Федерации. 

 В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федерального Закона, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 № 536, действавшего и в 2002 году на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.02 № 137, средства федерального бюджета на реализацию Федерального Закона  выделяются в форме субсидий.

  Судом апелляционной инстанции установлено, что Минфин РФ полностью перечислил Республике Карелия субсидии на реализацию Федерального Закона, запланированные Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2001 год» и «О федеральном бюджете на 2002 год»,.

          В силу статьи 5 Федерального Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы инвалидам  или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Статьей 7 Закона Республики Карелия предусмотрено предоставление семьям, имеющим двух и более инвалидов, семьям, имеющим двух и более детей - инвалидов, а также семьям, имеющим ребенка - инвалида и инвалида, льгот по оплате квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона Республики Карелия формирование показателей бюджета Республики Карелия в части расходов на социальную защиту инвалидов относится к ведению органов государственной власти Республики Карелия в области социальной защиты инвалидов

 Таким образом, указанными нормами определено, что льготы, предоставляемые вышеназванным категориям граждан, компенсируются за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

 Поскольку материалами дела подтверждается факт перечисления Российской Федерацией в 2001 - 2002 годах   Республике Карелия субсидий на реализацию Федерального Закона в объеме средств, запланированных в федеральном бюджете, кассационная инстанция находит вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы истца подлежат возмещению в полном объеме за счет казны Республики Карелия, правильным.

 Довод Минфина РК о пропуске срока исковой давности применительно в отношении требований за период с января по июль 2001 года является несостоятельным.

Обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем не подлежит отмене.

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                     п о с т а н о в и л :

        постановление апелляционной инстанции  Арбитражного суда Республики Карелия  от 26.11.04 по делу № А26-8548/04-13  оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия – без удовлетворения.                      

Председательствующий

                     З.А. Чертилина

Судь Судьи

А.А. Кустов

 О.Г. Соснина                       А.А. Кустов

                      О.Г. Соснина

                                                                                                                               2.1.2.5

                                                                                                                                    2.10.4.3.3