ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8784/15 от 07.06.2016 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июня 2016 года                                                                      Дело № А26-8784/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,

при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО1 (доверенность от 06.10.2015),

рассмотрев 07.06.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2015 (судья   Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 (судьи Толкунов В.М., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу         № А26-8784/2015,

у с т а н о в и л:

Карельская региональная общественная организация охотников и рыболовов (место нахождения: <...>;              ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: <...>;               ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство) от 08.09.2015               № 355/15л о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 10.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2016 решение суда первой инстанции изменено – постановление Министерства отменено в части штрафа, превышающего 100 000 руб.

В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Министерства просил в удовлетворении жалобы отказать.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Организации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия и Организацией на срок по 13.12.2061 заключено охотхозяйственное соглашение от 14.12.2012    № 031, на основании которого оно осуществляет виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Беломорского муниципального района.

При патрулировании участков лесов, входящих в предоставленные заявителю охотничьи угодья, государственные лесные инспекторы выявили и отразили в акте патрулирования (рейда) лесов от 14.07.2015 № 19-В/15 размещение в квартале 88 выдел 8 Вирандозерского участкового лесничества информационного знака с информацией «КРОООИР. Вирандозерское охотничье хозяйство. Охота без путевок и ИРР запрещена. Тел. <***>».

В связи с осуществлением Организацией деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отсутствие договора аренды лесного участка Министерство по факту самовольного занятия лесных участков составило в отношении него протокол от 28.07.2015 № 10/15 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ.

Постановлением Министерства от 08.09.2015 № 355/15л Организация признана виновной в совершении этого административного правонарушения, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Организация не согласилась с постановлением Министерства о привлечении к административной ответственности и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Организации состава вмененного ей административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, однако, придя к выводу о чрезмерности назначенного наказания, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил размер штрафа до 100 000 руб.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009         № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон        № 209-ФЗ) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с данным Законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Лесным законодательством определено, что лесные участки юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляются на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков (часть 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации).

Административная ответственность за самовольное занятие лесных участков предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Организация самовольно заняла лесной участок, поскольку в отсутствие договора аренды этого лесного участка разместила на его границе информационный знак с информацией «КРОООИР. Вирандозерское охотничье хозяйство. Охота без путевок и ИРР запрещена. Тел. <***>».

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 26 Закона № 209-ФЗ на земельных участках, расположенных в границах охотничьих угодий и не предоставленных в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

Как предусмотрено частью 2 статьи 27 данного Закона, по охотхозяйственному соглашению юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязуются обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) – предоставить в аренду на срок действия этого охотхозяйственного соглашения находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В силу части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ в охотхозяйственное соглашение включается условие об обязательстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов указанные земельные участки и лесные участки (пункт 7).

Дополнительным соглашением от 18.08.2014 № 031/01 к охотхозяйственному соглашению от 14.12.2012 № 031 из охотхозяйственного соглашения исключен пункт 8.2.19, предусматривавший обязанность Организации заключить договор аренды лесного и земельного участка в границах охотничьих угодий с органами исполнительной власти в установленном порядке (листы дела 32; 67).

Следовательно, заключение договора аренды лесного участка с Организацией, заключившей охотхозяйственное соглашение от 14.12.2012 № 031, обязательно для Министерства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Доказательства направления Организации проекта договора аренды лесного участка, а также отклонение этого проекта Организацией Министерство вопреки части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

Кроме того, статьей 2 Закона Республики Карелия от 06.12.2010 № 1443-ЗРК «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, размещать на границах лесных участков информационные знаки, предупреждающие о целевом использовании лесных участков (пункт 1 части 3).

При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях Организации состава административного правонарушения является ошибочным.

Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.

Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу № А26-8784/2015 отменить.

Постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 08.09.2015 № 355/15л признать незаконным и отменить.

Председательствующий                                                                        О.А. Алешкевич

Судьи                                                                                                       И.С. Любченко

                                                                                                                 Л.А. Самсонова