ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 ноября 2023 года
Дело №А26-8784/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26666/2023) Автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания "Приладожский" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.06.2023 по делу № А26-8784/2022 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания "Приладожский"
к Министерству социальной защиты Республики Карелия
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании,
установил:
автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания «Приладожский» (далее – истец, Организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с публично-правового образования Республика Карелия в лице Министерства социальной защиты Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) 585 086 руб. 93 коп. убытков вследствие неполного возмещения расходов на оказание услуг гражданам, признанных нуждающимися в получении социального обслуживания, за период с 01.12.2021 по 31.01.2022.
К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее – Министерство, третье лицо).
Решением суда от 29.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь, что иск предъявлен о взыскании убытков Организации, которые возникли в связи с оказанием услуг, гарантированных государством лицам, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. При этом факт оказания, период и объем оказанных услуг ответчиком не оспаривается. Ответчиком является лицо, в силу закона на которого возложены обязательства по финансированию услуг.
Определением от 20.09.2023 суд апелляционной инстанции производство по делу приостановил до рассмотрения Арбитражным судом Северо - Западного округа кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Центр социального обслуживания «Приладожский дом ветеранов» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 № А26-8907/2022 и кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр услуг» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу № А26-9568/2022.
Определением от 08.11.2023 (протокольным) производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АНО «Приладожский» ЦСО является поставщиком социальных услуг, включено в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия (https://social.karelia.ru/serviceproviders/index).
Истцом разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг в отношении получателей социальных услуг (далее - ИППСУ), обслуживаемых по 5 формам: стационарная форма социального обслуживания совершеннолетних (взрослые); полустационарная форма социального обслуживания несовершеннолетних (дети); полустационарная форма социального обслуживания совершеннолетних (взрослые); социальное обслуживание совершеннолетних (взрослые) на дому; социальное обслуживание несовершеннолетних (дети) на дому.
На основании ИППСУ между истцом (поставщик) и указанными гражданами заключены соответствующие договоры о предоставлении социальных услуг.
В соответствии с заключенными договорами истец принял на себя обязательство на основании ИППСУ, оказать заказчику социальные услуги по соответствующей форме и согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 №1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П «О порядке выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)», постановления Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам - получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия».
По результатам оказания социальных услуг сторонами договоров составлены акты их сдачи-приемки за период с 01.12.2021 по 31.01.2022.
В январе и феврале 2022 года истец обратился в Министерство социальной защиты Республики Карелия с заявлениями о предоставлении субсидии в общей сумме 2287403 руб. 66 коп. на компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за период с 01.12.2021 по 31.01.2022 с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с приказами № 60-П от 02.02.2022, № 107-П от 02.03.2022 Министерством назначена к выплате АНО «Приладожский» ЦСО из бюджета Республики Карелия субсидия за декабрь 2021 года и январь 2022 года в размере 1702316 руб. 73 коп.
Общий размер невыплаченной компенсации составил 585 086 руб. 93 коп.
Полагая неправомерным отказ Министерства в предоставлении субсидий в полном объеме, АНО «Приладожский» ЦСО обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, посчитав их необоснованными по праву.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ установлено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия" утверждение размера и порядка выплаты компенсации поставщику социальных услуг в случае, предусмотренном частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", является полномочием Правительства Республики Карелия.
В целях реализации части 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (в редакции от 03.09.2021) (далее - Порядок N 70-П).
В соответствии с указанным порядком компенсация предоставляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 17 Порядка установлено, что субсидия ежемесячно распределяется Министерством социальной защиты Республики Карелия между получателями субсидий по следующей формуле, но не более размера субсидии, заявленной получателем субсидии:
Cz = Zi x K,
где:
Cz - размер субсидии, предоставляемый получателю субсидии;
Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в выплатном месяце;
K - корректирующий коэффициент бюджетных ассигнований.
При этом в силу пункта 16 Порядка корректирующий коэффициент бюджетных ассигнований (К) определяется ежемесячно по следующей формуле:
K = C / (Z1 + Z2 + ... + Zi),
где:
С - размер субсидии, определенный Министерством для возмещения затрат в выплатном месяце (месяце, в котором предполагается выплата компенсации) по формуле:
С = В / Т, где:
В - размер годовых бюджетных ассигнований (за исключением объема выплат, произведенных в предшествующем периоде финансового года), подлежащих к распределению в выплатном месяце;
Т - количество месяцев до окончания финансового года;
Z1, Z2, Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в выплатном месяце.
Поскольку субсидия на компенсацию за оказанные гражданам социальные услуги была рассчитана Министерством и предоставлена истцу в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ в размере и в порядке, которые определены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70, вследствие чего, обоснованно на основании приказов № 60-П от 02.02.2022 и №107-П от 02.03.2022 ответчик произвел распределение субсидии в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за декабрь 2021 года и январь 2022 года в размере 1702316 руб. 73 коп., с учетом корректирующего коэффициента.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ размер компенсации, предоставляемой поставщику социальных услуг и критерии его определения, не установлены. Указанный акт не содержит и положений о полной или частичной компенсации затрат, понесенных негосударственными организациями.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 442-ФЗ включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.
Часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ предусматривает выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указанной нормой федеральный законодатель делегировал свои полномочия по определению порядка и размера выплачиваемой компенсации субъекту Российской Федерации.
В целях реализации указанного положения постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (в редакции от 03.09.2021), которым предусмотрено распределение помесячной субсидии с учетом корректирующего коэффициента.
Используемый Министерством механизм - это нормативно правовой акт - Постановление Правительства РФ N 70, при этом Постановление N 70-П в части определения размера компенсации недействующим в судебном порядке не признано.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ податель жалобы не представил в материалы дела доказательства, которые бы в своей совокупности объективно свидетельствовали об обоснованности заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащий уплате за рассмотрение апелляционной жалобы по данной категории дел, составляет 3 000 руб. Учитывая, что при обращении в апелляционный суд подателем жалобы уплачено 14 702 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением №1023 от 24.07.2023, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.06.2023 по делу № А26-8784/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Приладожский» из федерального бюджета 11702 руб. госпошлины по платежному поручению №1023 от 24.07.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова