ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8907/2022 от 28.09.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 сентября 2023 года

Дело №

А26-8907/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания «Приладожский дом ветеранов» генерального директора Трофимовой М.А. (паспорт), представителя Баженовой М.В. (доверенность от 10.10.2022), от Министерства социальной защиты Республики Карелия представителя Егорова С.В. (доверенность от 25.11.2022), от Министерства финансов Республики Карелия представителя Кузнецова Р.Г. (доверенность от 16.02.2021 № 1347/16.2-09/МД-И),

рассмотрев 21.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания «Приладожский дом ветеранов» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу № А26-8907/2022,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания «Приладожский дом ветеранов», адрес: 186822, Республика Карелия, Питкярантский р-н, дер. Ряймяля, Советская ул., д. 17а, ОГРН 1171001011268,
ИНН 1005013291 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Министерства социальной защиты Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6,
ОГРН 1071001000443, ИНН 1001016083 (далее – Минсоцзащиты), о взыскании 489 601,69 руб. убытков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Ленина пр-кт, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее – Минфин).

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2023 требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 решение от 14.04.2023 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить принятое по делу постановление от 28.06.2023, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, выводы апелляционного суда противоречат положениям Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ). Апелляционный суд не учел положения приказа Минсоцзащиты от 01.12.2021 № 779-П «Об определении подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее – ИППСУ) и предоставляемых поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) на 2022 год».

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Минсоцзащиты и Минфина возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество (поставщик) заключило договоры с гражданами (получатели), для которых разработаны ИППСУ, о стационарном социальном обслуживании совершеннолетних граждан, а также о предоставлении социальных услуг несовершеннолетнему в полустационарной форме.

Перечень подлежащих предоставлению социальных услуг утвержден Законом Республики Карелия от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П, постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия».

По результатам оказания социальных услуг Общество и граждане составили акты сдачи-приемки за период с 01.12.2021 по 31.01.2022.

Общество 10.01.2022 направило в адрес Минсоцзащиты два заявления о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в декабре 2021 года в размере 712 900,76 руб., а также субсидии на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в декабре 2021 года в размере 483 879,41 руб.

Минсоцзащиты предоставило субсидию на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в декабре 2021 года в размере 555 816,16 руб. и субсидию на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в декабре 2021 года в размере 379 294,92 руб.

Общество 04.02.2022 также направило в адрес Минсоцзащиты два заявления о предоставлении субсидии на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в январе 2022 года в размере 712 455,04 руб. и субсидии на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в январе 2022 года в размере 444 128,23 руб.

Минсоцзащиты предоставило субсидию на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в январе 2022 года в размере 569 850,09 руб. и на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в январе 2022 года в размере 352 957,61 руб.

Полагая, что Минсоцзащиты неправомерно предоставило средства субсидии не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размер предоставляемых субсидий определен Минсоцзащиты правильно и в установленном законом порядке, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.

Согласно части 4 статьи 30 Закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях реализации части 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее – Порядок № 70-П).

Как указано в Порядке № 70-П, компенсация предоставляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с ИППСУ, предоставляемых в соответствии со статьей 78 БК РФ.

Субсидия ежемесячно распределяется Минсоцзащиты между получателями субсидий по формуле, утвержденной в пункте 17 Порядка № 70-П, но не более размера субсидии, заявленной получателем субсидии, с учетом корректирующего коэффициента бюджетных ассигнований, который определяется ежемесячно по приведенной в пункте 16 Порядка № 70-П формуле исходя из размера годовых бюджетных ассигнований (за исключением объема выплат, произведенных в предшествующем периоде финансового года), подлежащих к распределению в выплатном месяце, и количества месяцев до окончания финансового года.

Суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае субсидия на компенсацию за оказанные гражданам социальные услуги рассчитана и предоставлена Обществу в размере, определенном в соответствии с Порядком
№ 70-П, в связи с чем Минсоцзащиты обоснованно на основании приказа от 26.01.2022 № 34-П произвело распределение субсидии в соответствии с ИПССУ за декабрь 2021 года в размере 935 111,08 руб., за январь 2022 года в размере
922 807,20 руб., с учетом корректирующего коэффициента.

Апелляционный суд отметил, что Законом № 442-ФЗ размер компенсации, предоставляемой поставщику социальных услуг и критерии его определения, не установлены. Указанный акт не содержит и положений о полной или частичной компенсации затрат, понесенных негосударственными организациями.

Согласно части 2 статьи 25 Закона № 442-ФЗ включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.

Часть 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ предусматривает выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указанной нормой федеральный законодатель делегировал свои полномочия по определению порядка и размера выплачиваемой компенсации субъекту Российской Федерации.

В свою очередь, положениями Порядка № 70-П предусмотрено распределение помесячной субсидии с учетом корректирующего коэффициента, данные положения в части определения размера компенсации недействующими в судебном порядке не признаны. С учетом изложенного доводы подателя жалобы о несоответствии положений Порядка № 70-П нормам приказа Минсоцзащиты от 01.12.2021 № 779-П не имеют правового значения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований и предоставления средств субсидии в заявленном Обществом размере.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм процессуального и материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для его отмены и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу № А26-8907/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания «Приладожский дом ветеранов» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

С.В. Соколова

Е.И. Трощенко