ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9050/2022 от 24.11.2023 АС Северо-Западного округа

071/2023-80800(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

рассмотрев 22.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на  решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023  по делу № А26-9050/2022, 

 у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес:  185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2, ОГРН  1071001000828 (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд  Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к  публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад», адрес: 196247,  Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.3, лит.А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785,  ИНН 7802312751, (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, ответчик)  об обязании ответчика в срок до 20.09.2023 выполнить работы по  компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка,  равной 0,5131 га, а именно: 

– выбрать участок для компенсационного лесовосстановления на  официальном сайте Министерства; 

– направить в Министерство заявление о намерении выполнить работы по  компенсационному лесовосстановлению на выбранном лесном участке; 

– не более чем за 60 календарных дней и не менее чем за 30 календарных  дней до начала выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению,  направить в Министерство проект лесовосстановления в форме электронного  документа, подписанного электронной подписью, посредством Единого портала  государственных и муниципальных услуг для согласования и опубликования в  сети Интернет; 

– на основании проекта лесовосстановления провести работы по посадке  лесных культур. 

Решением суда от 09.03.2023, оставленным без изменения  постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2023, исковые требования  удовлетворены. 

В кассационной жалобе ПАО «Россети Северо-Запад», ссылаясь на  неправильное применение судами двух инстанций норм материального права  (лесного и гражданского законодательства), просит отменить принятые по делу  судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель  жалобы настаивает на своей позиции, ссылаясь на неисполнимость работ по  лесовосстановлению в указанный Министерством годичный срок (в силу 


требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в  редакции, действовавшей до 01.09.2021; далее – Лесной кодекс, ЛК РФ). При  этом Общество признает обязанность по осуществлению работы по  лесовосстановлению по договору аренды от 24.11.2020 № 126. 

Министерство и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и  месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Жалоба  рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, между  Министерством (арендодатель) и ПАО «Россети Северо-Запад» (арендатор)  заключен договор аренды лесного участка от 24.11.2020 № 126 (далее –  Договор), по условиям которого арендатору во временное пользование  предоставлен лесной участок площадью 0,8151 га, находящийся в  государственной собственности, расположенный: Республика Карелия,  Суоярвский район, Суоярвское лесничество, Суоярвское участковое  лесничество, в границах кварталов 48,49, номер учетной записи в  государственном лесном реестре 97-2020-11(1028) на срок 11 месяцев (по  23.10.2021). 

В соответствии с пунктом 1.3 Договора лесной участок передан в целях  использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации  линейного объекта – реконструкция ВЛ-10 кВ Л-35-13-5 с устройством линейного  ответвления ВЛЗ-10 кВ, монтажом ТП-10/0,4 кВ и строительством ВЛ-0,4 кВ. 

Подпунктом «л» пункта 3.4 Договора предусмотрено, что арендатор обязан  осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в  соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения  лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения. 

Общество на основании лесной декларации от 11.01.2021 заявило об  использовании лесов с 15.01.2021 по 23.10.2021 для строительства,  реконструкции и эксплуатации линейных объектов, указав сплошные рубки на  заявленной эксплуатационной площади – 0,8151 га. 

Министерство в августе 2022 года направило в адрес Общества  требование от 10.08.2022 об устранении нарушений лесного законодательства,  а именно: о выполнении в срок до 30.09.2022 посадки лесных культур на  площади 0,8151 га, не выполненной в 2021 году. 

 Поскольку в добровольном порядке работы по лесовосстановлению в  установленный срок Обществом не были выполнены, Министерство обратилось  в арбитражный суд с соответствующим заявлением о понуждении арендатора  выполнить такие работы. 

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы и сочли иск обоснованным. 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив, правильность  применения судами норм материального и процессуального права, суд  кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения  кассационной жалобы Общества, исходя из следующего. 

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов  использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация  линейных объектов. 

Частью 1 статьи 54 Лесного кодекса предусмотрено, что использование  лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов  осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса. 


Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и  эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на  землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи,  линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также  сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных  объектов (далее – линейные объекты). 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса  воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление. 

Как предусмотрено статьей 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется  путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления  лесов (часть 1); лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими  рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за  исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и  частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5). 

В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к  рассматриваемым правоотношениям) если иное не предусмотрено настоящей  статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46  настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или  лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской  Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в  том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения  безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации  объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и  разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не  позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с  проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Согласно пункту 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению и  лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 4346 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с  ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного  участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 07.05.2019 № 566 (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым  правоотношениям; далее – Правила № 566) лица, осуществляющие рубку  лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или  лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах  территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади,  равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один  год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной  статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных  насаждений. 

Приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со  статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по  лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки  лесных насаждений. 

Следовательно, обстоятельством, в силу которого у указанных лиц  наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт  использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. 

Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства  лесов, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению  вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в  гражданско-правовые договоры. 


В соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции,  действовавшей до 01.09.2021) и пунктом 5 Правил № 566 (подлежащих  применению к рассматриваемым правоотношениям), лица, осуществившие  рубки лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания  срока действия лесной декларации обязаны выполнить работы по  лесовосстановлению или лесоразведению. 

 Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ в статью 63.1 ЛК РФ  внесены изменения с 01.09.2021, в том числе в части сроков выполнения  мероприятий, согласно которым, обязанность лиц, использующих леса в  соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обеспечить лесовосстановление или  лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных  насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми  условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ,  сохранена. 

При этом, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ) и части 6 статьи 63.1 ЛК РФ обязанность в части обеспечения  посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород не позднее чем  через три года после рубки лесных насаждений, не распространяется на  правоотношения, возникшие до 01.09.2021. О применении данного пункта  указано в письме Рослесхоза от 17.02.2022 № ИС-55-54/3615. 

Как установлено судами, Общество письмом от 11.03.2021 уведомило  Министерство об окончании рубки древесины по Договору аренды и направило  Отчет об использовании лесов (1-ИЛ) за январь-март 2021 года. Акт приемки  законченного строительством линейного объекта утвержден 31.03.2021. 

Общество полагает, что на него распространяется трехгодичных срок работ  по лесовосстановлению, поскольку срок окончания лесной декларации  23.10.2021, в связи с чем заявило о преждевременности заявленного  Министерством требования. 

Между тем, как установили суды, на основании одностороннего отказа  Министерства от исполнения Договора (пункт 5.5) спорный Договор расторгнут с  16.07.2021 и по акту приема-передачи от 14.07.2021 арендованный лесной  участок возвращен арендодателю. Следовательно, поскольку Договор  расторгнут с 16.07.2021, то действие лесной декларации также прекращено  16.07.2021 (т.е. обязательство по выполнению работ по лесовосстановлению на  площади 0,8151 га возникло с 16.07.2021 и подлежало исполнению не позднее  16.07.2022). 

Далее письмом от 11.03.2021 Общество уведомило Министерство об  окончании рубки древесины по Договору аренды и направило Отчет об  использовании лесов (1-ИЛ) за январь-март 2021 года. Акт приемки  законченного строительством линейного объекта утвержден 31.03.2021. 

Общество не отрицает невыполнение своих обязательств по  лесовосстанволению в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в  редакции, действовавшей до 01.09.2021), пунктом 5 Правил № 566, то есть до  17.07.2022. 

В связи с тем, что исковые требования заявлены Министерством в рамках  статьи 12 ГК РФ, предусматривающей возможность защиты гражданских прав  путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, суды, руководствуясь  нормами лесного законодательства, действовавшими в период  рассматриваемых правоотношений, пришли к выводу о правомерности и  обоснованности исковых требований, удовлетворили их в полном объеме. 

Суд округа (с учетом значимой судебной практики по данному вопросу)  соглашается с таким выводом судов нижестоящих инстанций, поскольку доводы 


кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела  позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах  оценки, являлись предметом подробного исследования судами. 

Выводы судов двух инстанций соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем у  суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или  изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной  жалобы. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1)  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 

по делу № А26-9050/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу  публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» - без  удовлетворения. 

Председательствующий Л.Б. Мунтян
Судьи А.Г. Кудин

В.М. Толкунов