ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 февраля 2018 года | Дело № А26-9405/2017 |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2018 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-32673/2017 ) ООО РЦ "Квартал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2017 по делу № А26-9405/2017 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО РЦ "Квартал"
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа,
о признании незаконным
установил:
общество с ограниченной ответственностью РЦ «Квартал» (далее – ООО РЦ «Квартал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссией Петрозаводского городского округа (далее – Административная комиссия, административный орган) от 25.08.20171.8.3-03/789-2017, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 1191-ЗРК) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), без вызова сторон.
Решением суда от 14.11.2017, вынесенным в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.11.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что исходя из субъектного состава и вмененного правонарушения, действия Общества подлежат квалификации в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), квалификация действий Общества по статье 2.14 Закона N 1191-ЗРК при осуществлении лицензионного контроля неправомерна.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО РЦ "Квартал" являет ответственным юридическим лицом за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
30.06.2017 должностным лицом отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа при визуальном осмотре придомовой территории указанного жилого дом выявлены и отражены в акте осмотра от 30.06.2017 № 869-А нарушения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 27/27-414 (далее – Правила благоустройства), а именно:
- на придомовой территории выявлен строительный и бытовой мусор (кирпичи, камни, сухая, прошлогодняя, слежавшаяся листва, сухие ветки, элементы деревянной конструкции);
- у входов в подъезды отсутствуют урны для мусора, изготовленные в соответствии с образцами, утвержденными Администрацией Петрозаводского городского округа;
- на фасаде дома имеется рисунок (граффити), а также отслоения отделочного слоя в виде отсутствия краски;
- на подъездах отсутствуют таблички с указанием номера подъезда, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде;
- на момент осмотра вдоль фасадов данного многоквартирного дома не произведена стрижка (покос) газонов. В ходе измерения травяного покрова установлено, что его высота составляет от 60 до 80 см.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Общества протокола от 10.08.2017 № 869-П/1 об административном правонарушении № 1.8.3-01/789-2017, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК. В протоколе указано на нарушение требований пунктов 1, 2, 3 статьи 4, пунктов 1, 2, 3 статьи 5, пунктов 1, 3 статьи 15, пунктов 1, 2 статьи 25, пункта 4 статьи 31 Правил благоустройства.
Материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в Административную комиссию.
Постановлением административной комиссии от 25.08.2017 по делу об административном правонарушении № 1.8.3-01/789-2017 ООО РЦ "Квартал" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК установлена административная ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 4 Правил благоустройства установлены общие требования к обеспечению чистоты и порядка:
- организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1);
- организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами. Собственники индивидуальных жилых домов, расположенных на территории округа, обязаны обеспечить регулярный сбор и вывоз бытовых отходов с территорий земельных участков, предоставленных для их эксплуатации (пункт 2).
- организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 5 Правил благоустройства установлено, что работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил.
В силу пункта 2 статьи 5 Правил благоустройства организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.
Согласно пункту 3 статьи 5 Правил благоустройства уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня. Уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно. Уборка подходов к жилым, служебным, торговым, учебным, детским и др. заведениям (в т.ч. очистка урн) должна быть завершена до 8 часов 00 минут. Очистка урн, сбор мусора с остановочных пунктов общественного транспорта, тротуаров, пешеходных дорожек осуществляется до 8 часов 00 мин., в течение дня следует производить очистку наполненных отходами урн и принимать меры для поддержания чистоты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Правил благоустройства на вокзалах и площадях, рынках, в аэропорту, парках, скверах, бульварах, аллеях, зонах отдыха, на улицах, на остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты, объекты бытового обслуживания, административные и общественные здания, жилые дома, на детских и спортивных площадках, около скамеек должны быть установлены урны для мусора. Расстояние между урнами определяется организациями, осуществляющими содержание территорий, в зависимости от интенсивности использования улицы (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м на малолюдных.
На иных прилегающих территориях также должны быть установлены урны для мусора. Расстояние между урнами должно быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов.
В силу пункта 1 статьи 25 Правил благоустройства Собственники зданий, сооружений, строений, а в том случае, если здание, сооружение или строение передано в пользование иному лицу - данные лица, обязаны обеспечить производство работ по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов на земельных участках в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами, в том числе, по проведению ремонта, реставрации, покраске фасадов и их отдельных элементов.
Пунктом 2 статьи 25 Правил благоустройства установлено, что фасады зданий (включая жилые дома), сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений водосточных труб, воронок или выпусков, разрушений их конструктивных элементов (карнизов, фризов, фронтонов), а также отделочного слоя, в том числе в виде не предусмотренных проектной документацией изменений его цветового тона и декоративных деталей, на фасаде не должно быть надписей и граффити.
Стрижка газонов производится организациями, осуществляющими содержание данных территорий, или по договору с ними иными организациями, на высоту до 3-5 сантиметров периодически при достижении травяным покровом высоты 10-15 сантиметров. Скошенная трава должна быть убрана в течение 3 суток (пункт 4 статьи 31 Правил благоустройства).
Управление жилым домом, находящимся по адресу: <...>, осуществляет ООО РЦ "Квартал", что подтверждается данными сайта «Реформа ЖКХ», Обществом по существу не оспаривается. Таким образом, ООО РЦ "Квартал" приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного дома.
Факт ненадлежащего исполнения Обществом обязанностей, предусмотренных Правилами благоустройства, повреждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Общество необходимых и достаточных мер по очистке территории от снега и соблюдению действующих правил, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к статье 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, административным орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения.
Общество полагает, что фактически административным органом указано на нарушение Обществом правил благоустройства, аналогичных требованиям, установленным Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
Апелляционный суд не может признать данный вывод состоятельным на основании следующего.
Частью 1 статьи 2.14 Закона № 1191-ЗРК установлена административная ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правила благоустройства регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа (статья 2).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Таким образом, субъектами ответственности как за несоблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, призванное обеспечить благоприятные условия для проживания граждан в таких многоквартирных домах, так и за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, обеспечение на таких территориях чистоты и порядка, могут быть и управляющие компании, а также ТСЖ и ЖСК.
Вместе с тем, объект посягательств указанных нарушений будет различным, так как соблюдение правил благоустройства территорий направлено на реализацию прав неограниченного круга лиц, проживающих на таких территориях, а соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений призвано обеспечить права исключительно граждан, проживающих в таких домах.
Следовательно, за нарушение Правил благоустройства могут нести ответственность, в том числе управляющие компании, ТСЖ и ЖСК при нарушении такими лицами правил благоустройства территории муниципального образования.
При этом следует учитывать, что согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями пункта 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, КоАП РФ, Законом N 1191-ЗРК установлена административная ответственность за нарушение законов Республики Карелия и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, в частности - Правил благоустройства.
Компетенция органа, уполномоченного составлять протоколы и выносить постановления за нарушение правил благоустройства соответствующего муниципального образования устанавливается соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом Республики Карелия от 18.12.2012 N 1659-ЗРК "Об административных комиссиях в Республике Карелия и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Карелия".
В данном случае, проверка проводилась с целью определения соблюдения Обществом как управляющей компанией актов муниципального законодательства в сфере благоустройства. Таким образом, правовое обоснование проведения проверки и оформления ее результатов в виде постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства согласуется с полномочиями административного органа и не противоречит нормам федерального законодательства.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что какие-либо исключительные обстоятельства совершения правонарушения отсутствуют, не
установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. При этом суд также учитывает, что Общество не признает свою вину в совершении правонарушения, освобождение его от административной ответственности в этом случае не позволит достичь целей административного наказания, напротив, будет способствовать формированию пренебрежительного отношения управляющей организацией к соблюдению Правил благоустройства в дальнейшем.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗКР.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 ноября 2017года по делу № А26-9405/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью РЦ «Квартал» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Л.В. Зотеева | |