ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9545/20 от 18.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 мая 2021 года

Дело №А26-9545/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 01.10.2021 (онлайн)

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-10664/2021) ООО "СКК" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу № А26-9545/2020, принятое

по иску ООО "СКК"

к Республике Карелия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия

о взыскании

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Служба корпоративного контроля» (ОГРН: <***>, адрес: 185005, <...>, далее – истец, ООО «СКК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: <***>, адрес: 185035, <...>, далее – ответчик, Министерство) о взыскании 250 000 руб., внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья «Габсельское», расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия (лот №1 аукциона).

Решением от 18.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Не согласившись с решением суда, ООО "СКК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представительООО "СКК" поддержал доводы апелляционной жалобы.

Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия 12.11.2018 объявлен открытый аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья «Габсельское», расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия (лот № 1 открытого аукциона).

Извещение о проведении торгов размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.

Согласно документации об аукционе, опубликованной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.11.2018 на официальном сайте за № 101118/1013648/01, организатором аукциона установлены требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в размере 250 000 руб.

Платежным поручением № 12 от 12.12.2018 Общество оплатило 250 000 руб. в качестве обеспечения заявки по реквизитам, указанным в аукционной документации, на расчетный счет Управления Федерального Казначейства по Республике Карелия (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия).

По результатам рассмотрения заявок, ООО «СКК» допущено к участию в открытом аукционе № 5 и признано участником под № 4 на основании решения аукционной комиссии, которое зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок от 21.12.2018 № 9.

Министерством истцу направлено уведомление о признании участником аукциона № 16996 от 25.12.2018.

В соответствии с протоколом аукционной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 28.01.2019 № 10 Общество признано победителем аукциона, состоявшегося 28.01.2019, на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья «Габсельское», расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия.

Уведомлением № 1033 от 29.01.2019 Министерство известило Общество о признании победителем. Уведомление получено истцом 29.01.2019.

Цена предмета аукциона по итогам его проведения составила 5 022 492 руб. 65 коп., в связи с чем Министерство предложило победителю (истцу) внести доплату в размере 4 772 492 руб. 65 коп.

Письмом от 20.02.2019 Общество уведомило Министерство об отсутствии финансовой возможности произвести доплату (разницу между ценой права на заключение охотхозяйственного соглашения и размером обеспечения заявки на участие в аукционе), которую победитель аукциона обязан перечислить на расчетный счет, указанный в документации об аукционе.

Письмом от 24.06.2019 истец потребовал произвести возврат денежных средств в сумме 250 000 руб., перечисленных в обеспечение заявки.

Поскольку письмом от 17.07.2019 №10285 Министерство отказало в возврате обеспечения, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции признал не обоснованными требования истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Заключение охотхозяйственного соглашения осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и гражданского законодательства.

Согласно статьям 27 и 28 Закона N 209-ФЗ заключение охотхозяйственного соглашения осуществляется посредством аукциона, проводимого в порядке, предусмотренном этим же Законом. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен статьей 28 Закона N 209-ФЗ.

В силу части 4 статьи 28 Закона N 209-ФЗ организатор аукциона устанавливает время, дату, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение (часть 21 статьи 28 Закона N 209-ФЗ). Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона (часть 3 статьи 28 Закона N 209-ФЗ).

Согласно части 23 статьи 28 Закона №209-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона уведомляет победителя аукциона о размере доплаты (разнице между ценой права на заключение охотхозяйственного соглашения и размером обеспечения заявки на участие в аукционе), которую победитель аукциона обязан перечислить на расчетный счет, указанный в документации об аукционе.

В течение срока, предусмотренного документацией об аукционе, победитель аукциона обязан перечислить доплату, предусмотренную частью 23 настоящей статьи, на расчетный счет, указанный в документации об аукционе (часть 26 статьи 28 Закона №209-ФЗ).

Статьей 28 Закона № 209-ФЗ предусмотрены следующие основания для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки:

- в случае отказа организатора аукциона от его проведения (часть 8 статьи 238 Закона №209-ФЗ);

- в случае недопуска заявителя к участию в аукционе (часть 17 статьи 28 Закона № 209-ФЗ);

- в случае отзыва заявителем принятой организатором аукциона заявки (часть 18 статьи 28 Закона №209-ФЗ);

- лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем (часть 24 закона № 209-ФЗ).

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, апелляционный суд отмечает также, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ закупки товаров, работ, услуг в целях проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ, услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых не распространяются положения указанного законодательства.

Порядок внесения, блокировки, возврата средств, перечисляемых в обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах, регламентирован статьей 44 Закона N 44-ФЗ.

Применительно к обстоятельствам настоящего спора, согласно части 15 статьи 44 Закона N 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года по делу № А26-9545/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Служба корпоративного контроля» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас