ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
31 мая 2018 года | Дело № А26-9611/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Колосовой Ж.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 31.01.2017)
от заинтересованных лиц: не явился, извещен.
от 3-их лиц: не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7930/2018 ) Аликимович Марии Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2018г. по делу № А26-9611/2015 (судья Александрович Е.О.), принятое
по иску Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4
к 1. Администрации Хийтольского сельского поселения
2. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия
3-и лица: 1. ФИО3, 2. ФИО5, 3. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, 4.Администрация Лахденпохского муниципального района
о признании,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (далее – заявитель, ФИО4) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Хийтольского сельского поселения (далее – Администрация поселения) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, выраженного в письме №354 от 15.07.2015.
Определением суда от 16.02.2016 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечён Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее – Комитет), к которому в судебном заседании 26.05.2016 заявителем предъявлено самостоятельное требование - о признании недействительным решения №610/12.4- 21 от 09.03.2016 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением суда от 23.06.2016 по ходатайству заявителя в качестве соответчика привлечён Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия (далее – Филиал); заявление дополнено требованием о признании незаконными постановлений Администрации поселения №61 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО3 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний», №63 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО3 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний»; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3
Определением суда от 19.07.2016 к рассмотрению принято требование заявителя о признании незаконными постановления Администрации поселения №63 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний», приняты самостоятельные требования к Филиалу – о признании незаконным осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:0101103:44, 10:10:0101103:45, 10:10:0101103:46 и исключении сведений о них из государственного кадастра недвижимости; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён ФИО5
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2016 (резолютивная часть объявлена 26.09.2016) заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации принятые Администрацией поселения решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО4, выраженное в письме за №354 от 15.07.2015, постановление №61 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО3 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний», постановление №62 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО5 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний», постановление №63 от 24.08.2015 «об утверждении ФИО3 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний»; - принятое Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок решение о приостановлении срока рассмотрения заявления ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме №610/12.4-21 от 09.03.2016.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2017 судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены в связи с отсутствием в материалах дела доказательств вручения ФИО5 определения о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица и об отложении судебного заседания от 19.07.2016; дело №А26-9611/2015 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
При новом рассмотрении дела судом истребованы дополнительные доказательства; определением от 05.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление), Администрацию Лахденпохского муниципального района (далее – Администрация района); участвующими в деле лицами представлены дополнительные документы и письменные пояснения; наименование Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок уточнено в связи с его преобразованием в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия на основании постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» (ОГРН и ИНН не изменились; далее - Министерство).
Решением от 01.02.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации принятые: - Администрацией Хийтольского сельского поселения решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО4, выраженное в письме за №354 от 15.07.2015, - Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок решение о приостановлении срока рассмотрения заявления ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме №610/12.4-21 от 09.03.2016. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 о предварительном согласовании предоставления земельного участка исходя из законодательства, действующего по состоянию на 27.04.2015, а также фактических обстоятельств, имевших место на указанную дату. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ФИО3 обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что оспариваемый судебный акт нарушает права третьих лиц, поскольку в своей мотивировочной части затрагивает права третьих лиц, предрешая вопрос о наличии у них права на предоставление в их собственность земельных участков. По мнению подателя жалобы, вывод суда, содержащийся в абз. 3 на стр. 15 решения, может создать препятствия третьим лицам при приобретении ими в собственность земельных участков.
В судебном заседании представитель подателя жалобы указал, что с резолютивной частью решения податель жалобы согласен.
Представитель Министерства поддержала доводы жалобы, просила решение отменить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по состоянию на 2013 года содержал статью 30, которой определялся порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и статью 34, которой определялся порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, которая правомерно применена судом при оценке соблюдения порядка предоставления земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ в 2013 году предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно положениям статьи 32 ЗК по состоянию на 2013 год, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что решений о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участков, испрашиваемых ФИО5, ФИО3, в 2013 году не принималось, размещения или опубликования извещений о проведении аукциона по продаже земельных участков, или проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды не осуществлялось.
В случаях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно положениям статьи 34 ЗК РФ, утратившей силу с 01.03.2015 года, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2, указанной статьи). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган, местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4, указанной статьи).
Сведений о выдаче в месячный срок с момента подачи ФИО3 заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, исходя из которой можно было бы определить место расположения земельного участка (участков), испрашиваемых заявителем, не предоставлено.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Пункт 16 статьи 34 названного закона предусматривает, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ, при отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка по состоянию на 01.03.2015, предоставление земельного участка в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации недопустимо.
Один лишь факт обращения третьих лиц в Администрацию района с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду до вступления в силу соответствующих изменений закона не свидетельствует о наличии у них права на предоставление участка в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на что правомерно указано судом в решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2018 по делу № А26-9611/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.С. Полубехина | |
Судьи | Ж.В. Колосова Ю.В. Пряхина |