ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 октября 2023 года
Дело №А26-9777/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Романченко Ю.М. по доверенности от 30.08.2023 (посредством системы веб-конференции)
от ответчика- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия: не явился, извещен
от ответчика ООО"Строительные инвестиции": представитель Трифонов П.А. по доверенности от 13.08.2021 (посредством системы веб-конференции)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25461/2023) (заявление) Общества с ограниченной ответственностью «Лесстройэкспорт»
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2023 по делу № А26-9777/2022 (судья Дементьева А.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Лесстройэкспорт"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью "Строительные инвестиции";
3-е лицо: Государственное казенное учреждение РК"Управление Земельными ресурсами"
о признании результатов аукциона, договора аренды земельного участка недействительными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лесстройэкспорт» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании результатов аукциона от 18.10.2022 по аренде земельного участка с кадастровым номером: 10:01:0090101:202, площадью 27126 м. кв. недействительными, признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 10:01:0090101:202, площадью 27126 м. кв., применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании ООО «Строительные инвестиции» (ИНН: 1001304081; ОГРН: 1151001015880) возвратить земельный участок с кадастровым номером 10:01:0090103:202 в Государственную неразграниченную собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2023 в иске отказано.
Не согласившись указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Лесстройэкспорт» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив требования полностью.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылалось на то, что, по его мнению, в нарушение Административного регламента, утвержденного приказом № 75 от 01.02.2016 Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организацией закупок, в ответ на письменное обращение общества ему не был направлен письменный ответ, а ответ на заявление о проведении аукциона был подготовлен и направлен обществу с нарушением срока и процедуры, в связи с чем общество было лишено возможности принять участие в аукционе.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание для ее рассмотрения назначено на 11.09.2023.
Определением от 11.09.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве второго ответчика общество с ограниченной ответственностью "Строительные инвестиции", назначив рассмотрение дела на 09.10.2023.
В настоящее судебное заседание явились представители истца и вновь привлеченного ответчика, участие которых обеспечено посредством системы веб-конференции.
В судебном заседании от истца поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения Верховным судом Республики Карелия административного дела № 3а-73/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесстройэкспорт" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, утвержденного Приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 75, недействующим в части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку приведенные Обществом в обоснование данного ходатайства доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для приостановления производства в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для удовлетворения ранее заявленного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия ходатайство о привлечении к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Костыгова Л.О., Смирнова Н.А., Кулакова В.Ю., Ихалайнена В.А., Валиева А.М., подававших заявки на участие в спорном аукционе, поскольку из смысла и содержания части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для вступления в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является возможность судебного акта по рассматриваемому делу повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон, другими словами, у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем (предъявление регрессного иска и т.п.), вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств того, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.10.2021 ООО «Лесстройэкспорт» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090103:202, площадью 27126 кв.м., 08.12.2021 министерство в ответе на заявление указало, что решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка будет принято после получения необходимых документов, письмом от 17.08.2022 министерство по заявлению от 12.10.2021 уведомило общество о том, что в соответствии с распоряжением от 17.08.2022 №5930-м/20р принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090103:202.
В письме также указано, что извещение о проведении аукциона будет опубликовано в газете «Петрозаводские городские страницы», размещено на сайте администрации Петрозаводского муниципального района, на официальном сайте torgi.gov.ru, а также опубликовано на официальном сайте министерства.
18.10.2022 проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090103:202, площадью 27126 кв.м, победителем признано ООО «Строительные инвестиции».
Поскольку истец не был дополнительно извещен о дате публикации извещения о проведении аукциона, что, по его мнению, не позволило ему принять участие в аукционе, ООО «Лесстройэкспорт» обратилось в суд с настоящим иском. Также истец в своем иске указывает на несогласие с результатом аукциона.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение 1 года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
В силу приведенных правовых положений приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
При этом следует исходить из того, что положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
В силу приведенных выше положений закона основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил их проведения, имеющее существенное значение и повлиявшее на результаты торгов, которое привело к умалению прав и законных интересов заявителя, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности сделки, заключенной на таких торгах.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Правовые основания, порядок, процедура и сроки проведения торгов (аукциона) в отношении права аренды на земельные участки регулируются положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка установлен статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В силу пункта 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с вышеприведенным регулированием, извещение №160922/18283703/01 о проведении аукциона было опубликовано на официальном сайте torgi.gov.ru, на сайте Администрации Петрозаводского городского округа и в газете «Петрозаводские городские страницы» от 16 сентября 2022 года.
Правила проведения торгов не предусматривают дополнительного уведомления заинтересованных лиц о факте публикации извещения о проведении аукциона.
Ввиду вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что имело место нарушение его прав в результате ненаправления ему извещения о проведении аукциона. При этом персональное извещение истца о факте публикации извещения, привело бы к созданию для истца преимущественных условий по сравнению с иными потенциальными участниками торгов, получающими сведения из открытых общедоступных источников.
В соответствии с положениями Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка включает в себя следующие процедуры:
1. Прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги;
2. Рассмотрение заявления и документов;
3. Запрос документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организациях и которые заявитель вправе представить;
4. Получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
5. Определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
6. Принятие решения Министерства о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка либо решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
7. Организация и проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
8. Заключение договора аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры рассмотрения заявления и документов, является поступление документов на исполнение должностному лицу. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проверяет заявление и документы на соответствие требованиям Регламента. В случае их несоответствия возвращает заявителю.
Юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении аукциона, является подготовка должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, итоговой информации об определении начальной цены предмета аукциона; подготовка проекта решения о проведении аукциона. Результатом данной административной процедуры является принятие распоряжения.
В настоящем случае по заявлению общества от 12.10.2021 министерством после получения необходимых документов принято распоряжение от 17.08.2022 №5930-м/20р о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
При этом, как следует из положений вышеуказанного Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, заявление о проведении аукциона служит основанием для принятия решения о проведении/отказе в проведении аукциона, тогда как для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявка, как самостоятельный документ, на участие в аукционе, а также документ, подтверждающий внесение задатка, заявителем не представлялись, при этом, вопреки позиции истца, исходя из вышеприведенных норм регламента, заявление о проведении аукциона не может рассматриваться в качестве заявки на участие в аукционе.
Таким образом, причиной неучастия в торгах стало поведение самого истца, а не нарушения порядка проведения торгов, доказательств того, что истец не воспользовалось правом на участие в аукционе по независящим от него причинам и по вине ответчика, не представлено.
Неверным является довод истца о нарушении порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Рассмотрение заявок осуществлено 17.10.2022, аукцион проведен 18.10.2022, порядок рассмотрения заявок соответствует установленным регламентом требованиям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает недоказанным факт нарушения министерством интересов общества, материалами дела подтверждается факт направления истцу достаточных ответов на его обращения, из материалов дела не усматривается нарушения ответчиком положений Федерального закона № 210-ФЗ и Федерального закона № 59-ФЗ, более того, указанные нарушения не могли бы привести к признанию торгов недействительными, поскольку не связаны с правилами проведения торгов.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, к числу таких способов относится, в частности, признание права. Поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, в судебном порядке может быть признано конкретное нарушенное или оспоренное право.
Лицо, обращающееся с требованием, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
При этом в нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не было представлено в суд первой инстанции доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми торгами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах, на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена, продажа была произведена ранее указанного в извещении срока, были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, либо были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 4, 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать как наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством, так и то, восстанавливается ли его нарушенное право при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Условием для признания торгов недействительными является существенный характер нарушения порядка организации и проведения торгов, его возможность повлиять на результат торгов.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
При этом истец не являлся участником торгов. Таким образом, требования истца носят гипотетический характер.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении требования о признании аукциона недействительным.
Ввиду изложенного, основания для удовлетворении требования признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 10:01:0090101:202, площадью 27126 м. кв., применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Строительные инвестиции» (ИНН: 1001304081; ОГРН: 1151001015880) возвратить земельный участок с кадастровым номером 10:01:0090103:202 в Государственную неразграниченную собственность, также отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.08.2023 по делу № А26-9777/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В. Балакир
Судьи
С.А. Нестеров
Н.С. Полубехина