ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 июля 2022 года
Дело №А26-9802/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 27.06.2022
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13539/2022) Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2022 по делу № А26-9802/2021 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия»
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
3-е лицо: Министерство социальной защиты Республики Карелия
о признании незаконным пункта 3 мотивировочной и резолютивной частей
представления от 26.10.2021 №60-21-23/12-8799,
установил:
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее – заявитель, Учреждение, Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление) о признании незаконным пункта 3 мотивировочной и резолютивной частей Представления от 26.10.2021 №60-21-23/12-8799, как не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда от 21.03.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что вывод Арбитражного суда Республики Карелия о правомерности действий Центра, выразившихся в выплате компенсации льготным категориям граждан, имеющим задолженность по оплате услуг ЖКХ свыше двух месяцев, сделан с неправильным применением норм материального права - не применена часть 3 статьи 160 ЖК РФ и пункт 3.1. Порядка № 323-П, подлежащие применению. Ссылается на то, что суд не учел, что отсутствие возможности граждан в проверяемый период добросовестно исполнять обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не привело к возникновению у них расходов, связанных с оплатой названных услуг.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение и третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление направлено Учреждению в рамках реализации результатов плановой выездной проверки (идентификатор контрольного мероприятия – 2021 -ПВ.072.1017-0600.031.), проведенной на основании приказа Управления от 25.05.2021 № 239 «О назначении плановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» в период с 27 мая 2021 года по 4 августа 2021 года.
Результат контрольного мероприятия оформлен Актом выездной проверки государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» от 06.08.2021.
По результатам проверки установлено нарушение, отраженное в пункте 3 оспариваемого Представления, и выразившееся в неправомерно выплаченной Центром компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сумме 14 158 268 рублей 60 копеек 2 311 гражданам, относящимся к льготным категориям, которые имели задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с выявленным нарушением в рамках реализации результатов плановой выездной проверки в адрес объекта контроля было направлено Представление с требованием, в том числе, изложенным в пункте 3 Представления, в срок до 20 декабря 2021 года устранить бюджетное нарушение на сумму 14 158 268 рублей 60 копеек путем принятия по отношению к гражданам из числа лиц, получающих компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета, имеющим задолженность по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2021, мер в соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 323-П и (или) подтверждения погашения гражданами задолженности по состоянию на 01.01.2021 или, в случае невозможности устранения нарушения или его части вышеуказанным путем, осуществить возврат в доход федерального бюджета сумм, неправомерно выплаченной гражданам компенсации, а также принять меры по устранению причин и условий указанного нарушения. Представление получено Учреждением 28.10.2021.
Учреждение, не согласившись с указанным Представлением в части нарушения, указанного в пункте 3 мотивировочной и резолютивной частей, обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого пункта представления, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В части 1 статьи 133 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
В силу пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Части 3 этой же статьи установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 № 323-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденного Постановление Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 № 323-П (далее - Порядок).
Пунктом 2 Постановления РК 323-П установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные вышеперечисленными федеральными законами, предоставляются гражданам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 3.1 Постановления РК №323-П определено, что компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Выплата компенсации приостанавливается по решению руководителя Центра при условии:
а) неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев;
б) невыполнения гражданином условий соглашения по погашению задолженности, заключенного с организацией ЖКХ.
Выплата компенсаций гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центром получена информация от организаций ЖКХ об имеющейся у них задолженности.
Управление указывает, что выплата компенсации должна быть приостановлена в случае неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев. Поскольку Управлением установлено, что Центр в период с марта 2020 года по декабрь 2020 года осуществлял выплату ЕДК гражданам, которые согласно сведениям, поступившим от организаций ЖКХ в форме электронного реестра, имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более двух месяцев, Учреждению было выдано представление об устранении бюджетных нарушений.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно установлено, что в спорный период возможности граждан добросовестно исполнять обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги были объективно ограничены действиями и решениями уполномоченных государственных органов, направленными на предотвращение распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19).
Согласно пунктам 7.5, 8.1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение № 127-р) лицам старше 60 лет рекомендовано воздержаться от посещения общественных мест, кроме случаев выполнения трудовой функции и посещения общественных мест с целью решения вопросов жизнеобеспечения.
Учитывая то, что вышеизложенные ограничения создавали объективные препятствия своевременному исполнению гражданами обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2020 № 189-р, Распоряжение № 127-р дополнено пунктом 11.14, содержащим положение о том, что наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги в период самоизоляции не учитывается при принятии решения о предоставлении (при предоставлении) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Таким образом, Центр, исполняя требования пункта 11.14 Распоряжения № 127-р, продолжая выплату компенсации гражданам при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в условиях действующих ограничений, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Признание действий Центра незаконными предопределит, что пункт 11.14 распоряжения № 127-р исполняться не должен, презюмируя таким образом его незаконность. В данном случае утверждение о незаконности действий Центра по исполнению пункта 11.14 Распоряжения № 127-р по существу, является утверждением о незаконности самой применяемой нормы права - пункта 11.14 Распоряжения № 127-р. Между тем, законность пункта 11.14 Распоряжения № 127-р в установленном порядке не оспаривалась.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Учреждение, исполняя требования пункта 11.14 Распоряжения № 127-р, продолжая выплату компенсации гражданам при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в условиях действующих ограничений, действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Управлением не доказано, что Учреждением в данной части допущены нарушения Бюджетного Кодекса Российской Федерации и к нему подлежали применению меры, указанные в пункте 3 резолютивной части представления.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал пункт 3 оспариваемого представления недействительным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 марта 2022 года по делу № А26-9802/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Л.В. Зотеева
Г.В. Лебедев