ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9818/2017 от 28.06.2018 АС Северо-Западного округа

784/2018-31664(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Кудина А.Г., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью  «ОнегоСтройСервис плюс» Сельменской Е.Г. (доверенность от 01.01.2017 без  номера), 

рассмотрев 27.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис плюс»  на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2017 (судья 

Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного  суда от 26.02.2018 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу   № А26-9818/2017, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис плюс»,  место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лизы  Чайкиной, д. 14, корп. 3, оф. 34, ОГРН 1141001013163, ИНН 1001289980 (далее -  Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о  признании недействительным решения государственного учреждения -  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске  Республики Карелия (межрайонное), место нахождения: 185011, Республика  Карелия, г. Петрозаводск, Лыжная ул., д. 2-Б, ОГРН 1161001054070, ИНН  1001309749 (далее - Фонд), от 07.09.2017 № 009V12170000106 о привлечении  плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения  законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее –  решение). 

Решением суда первой инстанции от 31.10.2017, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2018, в  удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами первой и апелляционной инстанций норм материального права,  несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение от  31.10.2017 и постановление от 26.02.2018 отменить. 

Податель жалобы, ссылаясь на полученные им после вынесения судом  первой инстанции решения по делу разъяснения территориального органа  Федеральной службы государственной статистики и Министерства  экономического развития Российской Федерации о том, что отдельные виды  выполняемых Обществом работ по техническому обслуживанию  внутридомового инженерного оборудования и коммунальных сетей  эксплуатируемых многоквартирных жилых домов, выполнению текущего и 


аварийного ремонта общедомового имущества относятся по Общероссийскому  классификтору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) к группе 45  «Строительство», считает необоснованными выводы судов об отсутствии  оснований для применения заявителем в проверяемый период пониженного  тарифа по страховым взносам согласно пункту 8 части 1 статьи 58  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). 

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения,  считая приведенные в ней доводы Общества несостоятельными. 

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания  дела, своих представителей в судебное заседание не направил, что в  соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для  рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной  проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты  (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное  медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского  страхования за период с 12.11.2014 по 31.12.2016, Фондом составлен акт от  01.08.2017 № 65/1 (том 1, л.д. 27-38) и с учетом возражений Общества,  поступивших 18.08.2017 (том 2, л.д. 42-43, 57) и дополнений к ним от 06.09.2017  (том 3, л.д. 37-38), 26.12.2015 принято решение о привлечении плательщика  страховых взносов к ответственности за совершение нарушения  законодательства Российской Федерации о страховых взносах (том 1 л.д. 16- 26). 

Указанным решением Обществу предложено перечислить в добровольном  порядке 851 995 руб. 12 коп. недоимки по страховым взносам, 

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Фонда  о нарушении Обществом требований пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212- ФЗ, выразившееся в необоснованном применении пониженного тарифа при  исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на  страховую часть и обязательное медицинское страхование в 2015 - 2016 годах,  что привело к занижению облагаемой базы для исчисления страховых взносов. 

Не согласившись с решением Фонда, Общество оспорило его в  арбитражном суде. 

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении  заявленных Обществом требований. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы  кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными  инстанциями норм материального и процессуального права, считает  обжалуемые решение и постановление не подлежащими отмене, исходя из  следующего. 

Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий 


плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 58  Закона № 212-ФЗ, установлены на 2011 - 2027 годы частью 2 статьи 58 данного  Закона. 

В соответствии с подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212- ФЗ в течение указанного переходного периода применяются пониженные  тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,  основным видом экономической деятельности (классифицируемым в  соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической  деятельности) которых является "Строительство" (код ОКВЭД 45). 

Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков  установлены частью 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. 

В силу части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид  экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной  статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии,  что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному  виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма  доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации  или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 этой  статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного)  периода основной вид экономической деятельности организации или  индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей  статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической  деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель  лишаются права применять установленные частью 3.2 данной статьи тарифы  страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором  допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит  восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального  предпринимателя соответствующих сумм пеней. 

Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта  налогообложения налогоплательщики учитывают доходы от реализации,  определяемые в соответствии со статьей 249 указанного Кодекса и  внереализационные доходы, определяемые согласно статье 250 НК РФ. При  установлении объекта налогообложения не учитываются доходы, названные в  статье 251 НК РФ

В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид  экономической деятельности организации или индивидуального  предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, не  соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая  организация лишается права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4  настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного)  периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов  подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных  фондов в установленном порядке (часть 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ). 

Судебными инстанциями установлено и материалами дела  подтверждается, что Общество, зарегистрированное в качестве юридического  лица 12.11.2014, применяло проверяемом периоде упрощенную систему 


налогообложения и определяло основным видом своей экономической  деятельности в 2014 году - «Производство общестроительных работ» (код  ОКВЭД 45.21), а в 2015 и 2016 годах - «Управление недвижимым имуществом»  (код ОКВЭД 70.32). 

По результатам проверки Фондом выявлено, что Общество в проверяемый  период фактически не осуществляло экономическую деятельность,  классифицируемую ОКВЭД по группе 70.32 «Управление недвижимым  имуществом», что Обществом в ходе судебного разбирательства и не  оспаривалось. 

Давая правовую оценку законности оспариваемого решения Фонда,  имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам сторон, суды  обоснованно исходили из того, указание Обществом в Едином государственном  реестре юридических лиц и представляемых в Фонд расчетах формы РСВ-1  ПФР сведений об основном виде деятельности само по себе не подтверждает  фактическое осуществления заявителем такого вида деятельности, который  дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов, так как эти  сведения носят заявительный характер. 

В ходе проверки Фонд, проанализировав расчеты по форме РСВ-1 ПФР за  2015 и 2016 годы, штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости по  счету 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за 2014-2016 годы, выписки  банка, договоры на выполнение работ (оказание услуг) с дополнительными  соглашениями, акты выполненных работ, книги учета доходов и расходов,  налоговые декларации, учетную политику Общества, письма плательщика,  расчетные ведомости по начислению заработной платы за проверяемый  период, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных  вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за проверяемый  период, установил, что доход от вида экономической деятельности, которую  фактически осуществляло Общество, классифицируемого в классе 45 ОКВЭД  «Строительство», не составил более 70 % от полученного Обществом дохода в  2015-2016 годах, что согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ не  давало Обществу права применять при расчете страховых взносов пониженный  тариф в проверяемом периоде. 

Суды правомерно признали выводы Фонда не противоречащими закону.

Для определения основного и других фактически осуществляемых видов  экономической деятельности хозяйствующих субъектов применяется  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029- 2001, принятый Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст  (далее - ОКВЭД). 

В вводной части ОКВЭД разъясняется, что в данном классификаторе виды  экономической деятельности сгруппированы по классам по признакам,  характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и  другим классификационным признакам. Следовательно, долю доходов от  льготного вида деятельности в общем объеме доходов можно определять в  совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс. 

Для целей применения упомянутых положений статьи 58 Закона № 212-ФЗ  основным видом экономической деятельности плательщика признается только  один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его  осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от  осуществления нескольких льготируемых видов деятельности положениями  указанной статьи Закона № 212-ФЗ не предусмотрена. 

Судами учтено, что правоотношения по уплате страховых взносов с  применением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий 


плательщиков, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ,  возникли с 01.01.2011 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 

 № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 432-ФЗ) и статью  33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в  Российской Федерации», т.е. в период действия Общероссийского  классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). 

В Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н  о внесении изменений в форму РСВ-1 в связи с введением в действие Закона 

 № 432-ФЗ указаны конкретные коды ОКВЭД в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.  1), в частности для вида деятельности, предусмотренного подпунктом «ц»  пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ «Строительство», указан код  ОКВЭД 45. В разъяснениях, данных в Письме Пенсионного фонда Российской  Федерации от 17.06.2011 № 30-22/6718 по вопросу применения с 2011 года  пониженного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской  Федерации организацией, применяющей упрощенную систему  налогообложения, Фонд также ссылается на Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). 

Суды приняли во внимание, что в представленных Обществом расчетах по  начисленным и уплаченным страховым взносам за расчетный период (20152016 годы) указан код ОКВЭД 70.32 в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001. Согласно  выписке из ЕГРЮЛ в проверяемый период основным видом деятельности  общества была заявлена деятельность по группе 45.21 ОКВЭД, что также  соответствует ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). 

Более того, действующее в проверяемый период законодательство не  содержало норм, позволяющих плательщику страховых взносов в целях  применения пониженных тарифов страховых взносов применять (ОКВЭД 2) ОК  029-2014 (КДЕС ред. 2). 

Таким образом, при классификации видов деятельности в редакции  изменения 1/2007 ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), в спорный период (20152016 годы) класс 45 «Строительство» входил в ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1),  который действовал до 01.01.2017. 

В соответствии с классификацией видов деятельности в редакции  изменения 1/2007 ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) в группировке видов  деятельности по коду 45 были классифицированы услуги (работы),  выступающие существенными составляющими процесса строительства зданий  и сооружений различного типа, которые представляли собой результат  строительной деятельности. 

Согласно нормам гражданского законодательства под договором  строительного подряда подразумевается договор, заключенный на  строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого  дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных,  пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.  Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по  капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено  договором (пункт 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации;  далее – ГК РФ)). 


Между тем, как правильно признали суды, договоры, которые отвечали бы  по своему предмету и содержанию положениям статьи 740 ГК РФ, то есть имели  своей целью строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том  числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также выполнение  монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся  объектом работ либо представляли собой работы по капитальному ремонту  зданий и сооружений, Обществом не представлено. 

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, согласно  пункту 1.1 договора, заключенного между ООО «ОнегоСтройСервис плюс»  (исполнитель) и ООО «ОнегоСтройСервис» (заказчик), его предметом являлись  работы по техническому обслуживанию инженерных сетей теплоснабжения,  водоснабжения, канализации и электроснабжения; техническому обслуживанию  теплоузлов; текущему ремонту и обслуживанию конструктивных элементов;  диспетчерскому обслуживанию зданий. 

Расшифровка видов выполняемых работ в каждой из указанных групп  содержалась в приложении № 1 к договору, в частности: устранение течи  запорной и водопроводной арматуры; отключение отдельных участков  трубопровода или всей системы для локализации аварии; установка бандажей  на трубопроводы; прочистка засоров канализационных магистралей, стояков;  укрепление трубопроводов в местах просадки, укрепление и установка  дополнительных крюков для труб и приборов центрального отопления;  подключение системы центрального отопления и отключение; промывка  системы центрального отопления гидропневматическим способом; техническое  обслуживание тепловых узлов; отогрев системы водопровода и канализации;  врезка, ремонт замков, изготовление ключей; замена и ремонт доводчиков;  установка информационных стендов, табличек, домовых знаков; организация  работ по очистке крыш от снега и наледи; уборка мусора из мест общего  пользования, технических помещений; организация работ по дератизации  помещений; диспетчерское обслуживание, в том числе: прием устных и  письменных заявок и обращений от населения, проживающего в  обслуживаемом жилищном массиве; прием и передачу сообщений об авариях,  повреждениях, неисправностях сетей и конструкций зданий жилых домов;  хранение ключей от технических помещений и др. 

Перечисленные в приложении № 1 к договору работы представляют собой  деятельность по техническому обслуживанию внутридомового инженерного  оборудования и коммунальных сетей эксплуатируемых зданий, выполнение  текущего и аварийного ремонта общедомового имущества, диспетчерское  обслуживание населения в обслуживаемом жилищном фонде, поскольку в силу  пункта 1.2 договора все перечисленные виды работ Общество выполняло при  обслуживании зданий, которые представляли собой жилой фонд. Указанная  деятельность регламентирована статьями 39 и 156 Жилищного кодекса  Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в  многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации, нормами главы 37 Градостроительного кодекса РФ. При  этом все многоквартирные дома, указанные в приложении № 2 к договору, были  введены в эксплуатацию и не являлись объектами незавершенного  строительства. 

Следовательно, договор от 01.07.2015 № 2-ООС не отвечал требованиям,  предъявляемым к договорам строительного подряда, а работы, выполняемые  Обществом в соответствии с условиями данного договора, не могли быть  классифицированы по коду 45 ОКВЭД «Строительство» как работы,  выполняемые в рамках строительной деятельности, поскольку не относились к 


работам по строительному подряду ни по предмету, ни по условиям их  оказания, ни по достигнутому результату, равно как работы, выполняемые по  договорам на техническое обслуживание конструктивных элементов и текущему  ремону, заключенным с индивидуальным предпринимателем Ильиным И.А., а  также по договорам на проведение гидравлических испытаний и  гидропневматической промывки системы центрального отопления,  заключенным с учреждениями г. Сегежа и п. Надвоицы. 

Как установлено судами и подтверждается материалами дела: актами  выполненных работ, платежными документами, книгами учета доходов и  расходов за 2015 - 2016 годы, Общество ежемесячно получало доход от всего  комплекса работ, предусмотренного в приложении № 1 к договору от 01.07.2015   № 2-ОСС и в иных договорах. При этом стоимость работ определялась из  общей площади обслуживаемых многоквартирных домов, то есть из расчета за  квадратный метр, без разбивки на конкретные виды работ, что, как правильно  указали суды, не позволяет определить долю доходов Общества от оказанных  услуг по виду деятельности, соответствующему коду ОКВЭД 45. 

Между тем, из материалов дела видно, что Общество, несмотря на  принятую им учетную политику не осуществляло в спорный период раздельного  учета хозяйственных операций в части доходов с целью подтверждения  основного вида экономической деятельности путем составления отдельных  регистров учета доходов по разным видам деятельности, регистры учета  доходов в разрезе видов экономической деятельности Обществом к проверке не  предъявлены. 

В представленных Обществом по требованию Фонда от 05.04.2017  подлинниках документов, в том числе договорах, заключенных с ООО  «ОнегоСтройСервис», отсутствуют протоколы согласования стоимости работ.  Указанные протоколы также не были представлены по требованию от  12.04.2017 в виде заверенных копий как приложение к дополнительным  соглашениям к договору № 2-ОСС. 

Учитывая отсутствие доказательств того, что размер выручки Общества от  деятельности, относящейся к коду ОКВЭД по классу 45 «Строительство»,  составлял в проверяемый период более 70% от общего дохода, суды,  согласившись с выводами Фонда, признали неправомерным применение  заявителем пониженного страхового тарифа по подпункту «ц» пункта 8 части 1  статьи 58 Закона № 212-ФЗ. 

Приведенные в жалобе доводы Общества указанные выводы судов не  опровергают не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых  судебных актов в кассационном порядке, так как не свидетельствуют о  неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм  материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и  установлению иных фактических обстоятельств. 

Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и  всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд  кассационной инстанции считает кассационную жалобу Общества не  подлежащей удовлетворению. 

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1  статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2017 и 


постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018  по делу № А26-9818/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «ОнегоСтройСервис плюс» - без  удовлетворения. 

Председательствующий Л.И. Корабухина 

Судьи О.Р. Журавлева  А.Г. Кудин