ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 января 2024 года
Дело №А26-9862/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.
при участии:
от заявителя: Батаев М.В. по доверенности от 05.04.2021,
генеральный директор Романова С.В.
от заинтересованного лица: Жукова В.В. по доверенности от 07.02.2023 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39697/2023) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2023 по делу № А26-9862/2022, принятое
по заявлению ООО "Кааламский нерудный комбинат"
к Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" (ОГРН: 1089847124212, далее - ООО "КНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, 2/24, далее - Министерство) об отказе в продлении срока действия лицензии ПТЗ 80029 ТЭ на 4 года и 3 месяца, оформленного протоколом заседания Комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения от 02.08.2022, и обязании устранить нарушение прав заявителя путем восстановления лицензии на пользование недрами ПТЗ 80029 ТЭ и продления срока ее действия на 4 года и 3 месяца.
Решением суда от 06.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение об отказе в продлении срока действия лицензии ПТЗ 80029 ТЭ на 4 года и 3 месяца, оформленное протоколом заседания Комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения от 02.08.2022, является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалоб.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "КНК" является владельцем лицензии ПТЗ 80029 ТЭ на добычу габбро-норитов для производства щебня на месторождении "Кейносет" площадью 37 га, расположенном на территории Сортавальского района Республики Карелия, со сроком действия до 08.10.2022 (включительно).
05.07.2022 в Министерство поступила заявка ООО "КНК" от 29.06.2021 №12 о продлении срока действия лицензии ПТЗ 80029 ТЭ до 10.01.2027 (на 4 года 3 месяца).
По результатам рассмотрения заявления Комиссией по вопросам пользования участками недр местного значения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия составлен протокол от 02.08.2022.
Комиссия по вопросам пользования участками недр местного значения Министерства пришла к выводу о нарушении ООО "КНК" условий лицензии ПТЗ 80029 ТЭ, в связи с чем отказала в удовлетворении заявки от 29.06.2022 №12 .
Оспариваемое решение об отказе во внесении изменений в лицензию ПТЗ 80029 ТЭ было принято в рамках компетенции Министерства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Полномочия Комиссии определены приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 12.02.2013 №211, приложением N 2 к которому установлено, что Комиссия создана при Министерстве и является коллегиальным органом для осуществления практической работа, связанной с рассмотрением заявок (заявлений) по вопросам пользования участками недр местного значения и в полномочия Комиссии в том числе входит принятие решений о внесении изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения.
Общество, ссылаясь на то, что оно предприняло все зависящие от него меры по обеспечению своих лицензионных обязательств, ненадлежащее исполнение которых было обусловлено ошибочными действиями Министерства по внесению в горноотводный акт данных, не проверенных в части правильности и обоснованности уточненных границ горного отвода, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям части первой статьи 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных данным Законом.
Условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 настоящего Закона (статья 12 Закона № 2395-1).
Как предусмотрено статьей 22 Закона № 2395-1, пользователь недр обязан, в том числе, обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ; выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
В силу пункта 2 части второй статьи 10 Закона № 2395-1 участок недр для добычи полезных ископаемых предоставляется в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), в отношении участков недр местного значения оформляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Частью четвертой статьи 10 Закона №2395-1 предусмотрено, что срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй настоящей статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им добычи полезных ископаемых при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр. Заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр подается не позднее чем за три месяца до его истечения.
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросам полномочий уполномоченных органов власти в сфере недропользования, указывал на то, что их решения должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.
Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем механизм обеспечивает судебную защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств в рамках дела об обжаловании решения уполномоченного органа (Определения от 09.03.2017 №565-О, от 21.12.2011 №1862-О-О, от 22.03.2012 №412-О-О, от 25.03.2021 №575-О).
Такие решения должны обеспечивать достижение справедливого баланса между частными интересами, связанными с продолжением ведения лицензируемой деятельности, и публичным интересом, связанным с реализацией целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" установлены, в том числе, Особенности разрешительных режимов в сфере геологии и недропользования (приложение №11).
В данном случае основанием для решения об отказе в продлении срока действия Лицензии послужили выводы Министерства о нарушении Обществом условий пользования недрами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в период действия лицензии ПТЗ 00625 ТЭ ООО "БИГ" (прежним недропользователем) разработан и согласован в установленном законодательством порядке "Проект строительства карьера с временной дробильно-сортировочной установкой на месторождении габбро-норитов Кейносет в Республике Карелия" (2002 год).
Карьер введен в эксплуатацию 28.09.2004 на основании акта приемки.
В 2008 году на основании заявки Общества от 26.11.2008 и с согласия ООО "БИГ" названная лицензия переоформлена, право пользования недрами перешло к Обществу на основании Лицензии.
После государственной регистрации Лицензии Общество согласовало план развития горных работ на 2014 год, застраховало карьер как опасный производственный объект, оформило горноотводный акт на площадь горного отвода 33,3 га.
В соответствии с Условиями пользования недрами (являющимися неотъемлемым приложением к Лицензии) выход на проектную мощность запланирован на май 2014 года при минимальном согласованном уровне добычи минерального сырья не менее 120 тыс. куб. м в год (пункты 4.7 и 6.2 в редакции изменений № 2, утвержденных приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 13.02.2013 № 218).
Указанные требования Условий пользования недрами Обществом исполнены не были. За период с 2015 года и по настоящее время Общество не приступило к промышленной разработке месторождения в объеме, предусмотренном согласованным техническим проектом (120 тыс. куб. м горной массы в год).
Факт невыполнения условий пунктов 4.7 и 6.2 Условий пользования недрами и, как следствие, отсутствия на момент принятия оспариваемого решения промышленной разработки месторождения в объеме, предусмотренном согласованным техническим проектом (120 тыс. куб. м горной массы в год), Общество не отрицает.
В то же время Министерство не отрицало, что возможность производства Обществом горных работ на предоставленном участке недр поставлена в прямую зависимость от наличия у него оформленного в установленном порядке права пользования земельным участком.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что судебные акты по делам №А26-5153/2016 и №А26-4475/2020 указывают на то, что недропользователем предпринимались все зависящие от него меры по обеспечению своих лицензионных обязательств (внесение изменений в горноотводный акт данных в части уточнения границ горного отвода, оформления документов на право пользования земельным участком).
Общество указывало, что 25.03.2020 право пользования недрами Общества было прекращено досрочно приказом Министерства от 25.03.2020 №519 по мотивам невыполнения Обществом подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 Условий лицензии. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2020 по делу № А26-4475/2020 названный приказ признан незаконным. При этом суды установили, что Общество в силу объективных причин не имело возможности выполнить требования подпункта 4.7 пункта 4 и подпункта 6.2 пункта 6 Условий лицензии по вине третьих лиц, в том числе и самого Министерства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2021 по делу № А26-3005/2021 право пользования недрами по Лицензии было восстановлено в соответствии с абзацем седьмым статьи 21 Закона о недрах.
После восстановления действия Лицензии Общество продолжило оформление земельного участка с кадастровым номером 10:07:0030813:361 в аренду для целей недропользования, необходимого для продолжения ведения горных работ на основании схем развития горных работ в соответствии с утвержденным в установленном порядке проекта освоения месторождения. Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 20.08.2021 № 24935/12.4-21 при рассмотрении заявления Общества от 28.07.2021 № 25-з о предоставлении участка 10:07:0030813:361 в аренду был направлен запрос в Министерство для уточнения информации о расположении испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда.
В соответствии с документами Общества в качестве подтверждения предпринятых им действий по оформлению правоустанавливающих документов на пользование земельным участком процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка на "недропользование" завершена в 2020 году (распоряжение администрации Сортавальского муниципального района от 10.02.2020 № 88).
Из письма Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства от 16.08.2022 №12484/05 (том 1, лист дела 94) следует, что именно Министерство должно внести изменения в Государственный лесной реестр для приведения в соответствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Государственном лесном реестре (ГЛР).
Между тем, в рассматриваемом случае Министерство не представило доказательств инициирования внесения соответствующих изменений в Государственный лесной реестр.
Согласно статье 12 указанного Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Пунктом 7 части 1 статьи 22 названного Закона недропользователю предоставлено право обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Положениями статьи 7.1 Закона о недрах установлено, что технические ошибки, включая арифметические ошибки, допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, исправляются относительно участков недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок в случае подтверждения указанными органами наличия таких ошибок.
Министерство, получив заявление Общества о продлении срока действия лицензии ПТЗ 80029 ТЭ, провело анализ информации, изложенной заявителем в качестве обоснования предлагаемого срока продления действия лицензии - 4 года 3 месяца. По результатам данного анализа Министерство отказало в продлении срока действия лицензии, поскольку посчитало, что отсутствуют основания, не указав при этом какие конкретно основания, а также, не указав какие конкретно действия были совершены Министерством по внесению изменений в Государственный лесной реестр после вынесения Арбитражным судом Республики Карелия решений по делам №А26-5153/2016, №А26-4475/2020.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной Министерством при оформлении лицензии технической ошибки нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ограничивает его в праве пользования участком недр, а также не соответствует положениям Закона о недрах.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 октября 2023 года по делу № А26-9862/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева