ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 июля 2022 года
Дело №А26-986/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Горячий И.Б. (доверенность от 10.01.2022)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15063/2022) товарищества собственников жилья «Дружба»
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2022 по делу № А26-986/2022,
принятое по иску товарищества собственников жилья «Дружба» к обществу с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор»
об обязании
установил:
товарищество собственников жилья «Дружба» (далее – ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» (далее – Общество, Региональный оператор) об обязании приобрести и разместить мусоросборочный контейнер для потребителей дома №15 по ул. Антикайнена в г. Сегежа.
Решением суда от 08.04.2022 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Полагает, что региональный оператор является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и обязан обеспечить потребителей контейнерами для складирования мусора; такая обязанность основана на положениях пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования) и положениях Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
29.06.2022 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
В судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции с использованием электронной системы «Картотека арбитражных дел», представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Отзыв истца не приобщен к материалам дела, поскольку представлен с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Документы заблаговременно надлежащим образом не раскрыты перед лицами, участвующими в споре, в связи с чем суд отказывает в приобщении по части 5 статьи 159 АПК РФ.
Отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением от 12.03.2011 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 15 по ул. Антикайнена в г. Сегежа, в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества создано ТСЖ «Дружба».
19.02.2018 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
Собственниками МКД принято решение о заключении прямых договоров на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором (протокол от 22.04.2018 №3).
Согласно объяснениям истца, в настоящее время, в связи с поломкой одного из двух контейнеров для сбора мусора, его использование невозможно.
Полагая, что обязанность по установлению контейнеров для сбора ТКО на контейнерных площадках МКД, находящихся в управлении ТСЖ, возложена на регионального оператора, ТСЖ обратилось к региональному оператору с соответствующим требованием.
Поскольку на заявление ТСЖ региональный оператор ответил отказом, ТСЖ обратилось в суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции посчитал требования ТСЖ необоснованными и отказал в иске.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
На основании статьи 24.6 Федерального закона от 26.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами N 1156, согласно абзацу 2 пункта 4 которых региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 3.7.1. Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Подпунктом «к» пункта 5.9.5 Правил № 170 установлено, что мусоросборная камера должна иметь контейнеры вместимостью 0,4-0,6 м, которые должны быть установлены под открытым шибером, должны иметь две пары поворотных обрезиненных металлических колес диаметром не менее 150 мм для перемещения контейнеров к месту подъезда мусоровозного транспорта.
Согласно части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, действующим законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на Регионального оператор не возложена обязанность по предоставлению и установке в мусорокамерах многоквартирного дома контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
При этом ссылка подателя жалобы на Основы ценообразования отклоняется судом, поскольку указанные положения определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для твердых коммунальных отходов.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в населенных пунктах, которые в настоящее время не оборудованы контейнерами определяются в размере, не превышающем 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, не позволяют сделать вывод о том, что именно на регионального оператора возложена такая обязанность, экономически данный вывод не обоснован.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2022 по делу № А26-986/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В. Савина
Судьи
Н.А. Мельникова
А.Ю. Слоневская