ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-11400/2021 от 17.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-11400/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Шабановой Г.А.

Шохиревой С.Т.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 30.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 09.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А27-11400/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РегионЭкология» (654034, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проезд Защитный, 12, 3, ОГРН 1124253000948, ИНН 4253005529) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область – Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании недействительным приказа от 11.03.2021 № 228-рд, об обязании выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с поданным заявлением.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «РегионЭкология» (далее - общество, ООО «РегионЭкология») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным приказа от 11.03.2021 № 228-рд об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – нормативы), возложении на административный орган обязанности по выдаче документа об утверждении нормативов в соответствии с поданным заявлением.

Решением от 30.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, приказ управления признан недействительным, в качестве способа устранения допущенного нарушения прав общества на управление возложена обязанность в течение десяти дней с даты вступления в силу решения суда выдать ООО «РегионЭкология» документ об утверждении нормативов в соответствии с поданным заявлением.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан необоснованный вывод об отсутствии у управления полномочий на оценку технических условий, представленных в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР); обществом не доказано, что образующиеся в процессе переработки люминисцентных ламп стекло измельченное и продукт минерализации люминофора являются побочной товарной продукцией; в ПНООЛР отсутствует информация о передаче образующихся отходов потребителям в качестве товара; формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2018-2019 годы в электронном виде обществом не представлялись; судами допущено вмешательство в деятельность управления при выборе способа устранения допущенного нарушения; судом апелляционной инстанции необоснованно отказано в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для удовлетворения заявленного управлением ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.12.2020 ООО «РегионЭкология» обратилось в управление с заявлением об установлении нормативов.

Придя к выводу о наличии в составе представленных обществом расчетов и документов недостоверной информации (в разделе № 2 ПНООЛР «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» указано, что при обезвреживании отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов на установке «Экотром-2» образуются отходы: стекло измельченное, продукт минерализации люминофора, однако данные отходы и дальнейшие операции по обращению с ними в ПНООЛР отсутствуют; в разделе № 3 ПНООЛР «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» отход «бой стекла» рассчитан на основании данных статистической годовой отчетности по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2018-2019 годы, однако соответствующие формы в управление не поступали; в проекте, а также в годовой отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2017 и 2020 годы указано на принятие отходов от сторонних организаций, однако в ПНООЛР данные отходы отсутствуют) управление приказом от 11.03.2021 № 228-рд отказало обществу в утверждении нормативов.

Не согласившись с приказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование суды пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для отказа в утверждении нормативов в соответствии с поданным обществом заявлением.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (действовал до 31.12.2020, далее - Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - ПНООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка;

отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Указанный перечень является исчерпывающим.

Под обезвреживанием отходов согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно пункту 19 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (действовали до 31.12.2020, далее - Методические указания), в разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков: используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное; производственные операции (без детализации производственных процессов); производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы); образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования); операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, побочный продукт это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом согласно примечанию к указанному пункту побочный продукт не является отходом.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что основной производственной деятельностью общества является сбор, транспортирование, обработка, утилизация и обезвреживание отходов I-IV классов опасности; одним из видов деятельности общества является обезвреживание ртутьсодержащих отходов при помощи установки «Экотром-2»; в разделе 2 ПНООЛР указано на образование в процессе обезвреживания ртутьсодержащих отходов стекла измельченного и продукта минерализации люминифоры, являющихся побочной товарной продукцией, на которую имеются технические условия; отход «бой посуды», указанный в ПНООЛР образуется в процессе жизнедеятельности работников общества и не имеет отношения к процессу обезвреживания ртутьсодержащих отходов, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о несоответствии действующему законодательству приказа в соответствующей части.

Вопреки доводам подателя кассационной жалобы наличие класса опасности у продукции или включение ее в Федеральный классификационный каталог отходов сами по себе не являются критериями для отнесения ее к отходам, а использование обществом технических условий, разработанных иным лицом, не свидетельствует о том, что получаемые при обезвреживании ртутьсодержащих отходов стекло измельченное и продукт минерализации люминифора не являются товарной продукцией, планируемой обществом к реализации. При этом поскольку образующаяся в результате производственного процесса продукция не является отходами, у общества отсутствовала обязанность по указанию в ПНООЛР информации о ее передаче третьим лицам.

В соответствии с пунктом 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данным субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (в редакции, действовавшей до 22.07.2021, далее – Положение № 620), первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Положения № 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.

Датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета (пункт 11 Положения № 620).

Правила и порядок сдачи отчетности 2-ТП (отходы) в 2018 году регулировались приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», в 2019 году - приказом Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», при этом утвержденные указанными приказами формы содержали указание на возможность их сдачи в электронном виде.

Принимая во внимание, что отчетность по форме 2-ТП (отходы) была сдана обществом путем ее направления почтовым отправлениями, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у управления оснований для отказа в утверждении нормативов по мотивам непредставления отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2018-2019 годы.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Как следует из материалов дела и установлено судами, поскольку ПНООЛР общества включало раздел 4.4 «Информация о поступающих на ООО «РегионЭкология» видах отходов», и с учетом того, что указанные отходы не образовывались в процессе деятельности общества и не планировались им к размещению, судами сделан обоснованный вывод о том, что неуказанние соответствующей информации не могло являться основанием для отказа в утверждении нормативов.

С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого приказа действующему законодательству.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2556-О).

Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в утверждении нормативов при рассмотрении дела управлением приведено не было, суды правомерно возложили на управлениеобязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем обязания выдать ему документ об утверждении нормативов.

Вопреки позиции управления судом апелляционной инстанции обоснованно отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (переписки управления с ФБУ «Кузбасский ЦСМ» и СМТУ Росстандарта), поскольку указанные документы составлены после принятия решения, при этом управление не обосновало невозможность получения указанных ответов до принятия решения с учетом продолжительности рассмотрения дела судом первой инстанции (более двух месяцев).

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-11400/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Г.А. Шабанова

С.Т. Шохирева