ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-11489/14 от 29.07.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

городТюмень                                                            Дело № А27-11489/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объёме   августа 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                             Мельника С.А.

судей                                                            Гудыма В.Н.

                                                                      Коробейниковой О.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово на решение от 04.02.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Засухин О.М.) и постановление от 27.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г.,
Логачёв К.Г., Фролова Н.Н.) по делу № А27-11489/2014 по иску федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области» (650000,
город Кемерово, Советский проспект, 48а, ОГРН 1124205015615,
ИНН 4205250464), территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650064, город Кемерово, улица Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840,
ИНН 4205199592) к комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерового (650000, город Кемерово, Притомская набережная, 7, ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443), администрации города Кемерово (650000, город Кемерово, Советский проспект, 64, ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443) об обязании передать недвижимое имущество
в федеральную собственность.

В заседании приняла участие представитель федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны» Главного управления Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Кемеровской области Панкратова Е.Ю.
по доверенности от 13.04.2015.

Суд установил:

федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области» (далее -
учреждение, истец) 24.06.2014 обратилось в Арбитражный суд
Кемеровской области с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - комитет, ответчик, заявитель)
об обязании передать помещения, являющиеся собственностью
города Кемерово, расположенные по адресу: Россия, Кемеровская область, город Кемерово, улица Новогодняя, 14, 54-55, общей площадью 60,5 кв. м. (далее – спорные помещения), в федеральную собственность и обязании
до оформления права федеральной собственности на указанные помещения заключить с истцом договор возмездного пользования (ссуды).

К участию в деле в качестве соистца привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, в качестве второго ответчика - администрация города Кемерово (далее – администрация).

Решением суда от 04.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2015, иск удовлетворён.
На администрацию возложена обязанность передать спорные помещения
в федеральную собственность и до оформления на них права федеральной собственности заключить с учреждением договор безвозмездного пользования (ссуды).

Комитет в кассационной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, судами не принято во внимание то, что спорные помещения, являющиеся жилыми помещениями и переданные
в муниципальную собственность, в силу закона не подлежат передаче
в федеральную собственность. Безвозмездная передача муниципального имущества не соответствует требованиям бюджетного законодательства. Судами неправильно применены положения статьи 154 Федерального закона
от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 122-ФЗ).

Учреждение в представленном отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела, 21.06.2004 между комитетом (арендодатель) и отделом вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Рудничного района города Кемерово (арендатор) заключён договор
№ 8806 аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Кемерово.  В соответствии с  условиями названного договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в пользование нежилое помещение, общей площадью 60,5 кв. м., расположенное по адресу: город Кемерово, улица Новогодняя, 14, с относящимися к нему инженерными сетями, коммуникациями и оборудованием для размещения пульта централизованного наблюдения.

Согласно статье 1 Устава учреждения (приложение к приказу МВД России от 05.05.2012 № 451) последнее входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел.

Учреждение является правопреемником Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области и соответствующих территориальных отделов вневедомственной охраны (статья 10 названного устава).

В настоящее время спорные помещения находятся во владении учреждения и используются им для размещения пульта централизованной охраны, посредством которого осуществляется охрана объектов различных форм собственности, расположенных в городе Кемерово.

Судами установлено, что истец и его правопредшественник обращались в комитет с предложением рассмотреть вопрос о передаче спорных помещений из муниципальной в федеральную собственность
для последующего закрепления за учреждением на праве оперативного управления, в чём было отказано.

Обращаясь в суд с иском, учреждение указало на неисполнение муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил
из того, что имущество, используемое полицией и необходимое
для обеспечения её деятельности, находящееся в муниципальной собственности, подлежит передаче в федеральную собственность.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что судами приняты правильные судебные акты.

Согласно общему правилу части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.

В соответствии с положениями частей 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Факт использования спорных помещений органом полиции установлен судами, подтверждён материалами дела.

Довод заявителя о несоблюдении установленного законом порядка передачи имущества из муниципальной в федеральную собственность правомерно отклонён судами в силу его противоречия вышеприведённой норме Закона о полиции, носящей императивный характер.

Кроме того, указанный порядок, предусмотренный частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, подлежит применению при добровольной реализации уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления принадлежащих им полномочий по распоряжению собственностью. При наличии спора в отношении наличия или отсутствия
у публичного образования обязанности по передаче имущества решение
о возложении на соответствующий орган такой обязанности принимает суд.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 17.12.2013 № 10278/13, одно лишь отсутствие волеизъявления администрации на передачу используемого имущества в федеральную собственность не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований.

Ссылка заявителя на то, что спорные помещения являются жилыми
и не подлежат передаче в федеральную собственность, также не может быть принята во внимание.

Как следует из материалов дела, первоначально  помещения № 54, 56, общей площадью 60,5 кв. м., расположенные по адресу: город Кемерово, улица Новогодняя, 14, учитывались органами местного самоуправления
в качестве нежилых (выписки из реестра муниципальной собственности
города Кемерово от 23.01.2012 № 16-01/260 и от 05.12.2013 № 16-01/7229/1).

В обоснование возражений на иск ответчиком были представлены выписки из реестра муниципальной собственности от 10.09.2014
№ 16-01/5258, 16-01/5285/1, согласно которым спорные помещения значились жилыми.

Между тем, материалами дела подтверждается, что с 2004 года
по настоящее время указанные помещения использовались органом полиции для осуществления государственных полномочий, что опровергает утверждение заявителя об их предназначении для проживания граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 названной статьи).

Доказательств соблюдения порядка признания занимаемых истцом спорными помещениями жилыми, предусмотренного разделом IYПоложения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, заявителем
не представлено.

Кроме того, в силу нормы части 9 статьи 54 Закона о полиции квалифицирующим признаком для установления обязанности публичного образования по передаче в федеральную собственность зданий, сооружений, оборудования и другое имущества является их необходимость
для обеспечения деятельности полиции.

Доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, основаны
на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные отношения,
и подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии
с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.02.2015 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 27.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-11489/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                    С.А. Мельник

Судьи                                                                                 В.Н. Гудым

                                                                                            О.С. Коробейникова