СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А27-11847/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Горно-Промышленная Компания» (№ 07АП-12049/2020) на решение от 27.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-11847/2020 (судья Мраморная Т.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Горно-Промышленная Компания» (Кемеровская обл. – Кузбасс, <...>, офис 62.01, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным решения № 738 от 25.02.2020,
В судебном заседании приняли участие:
От заявителя: ФИО1 – доверенность от 02.04.2020, онлайн
От заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 17.12.2020, онлайн; ФИО3 – доверенность от 15.09.2020, онлайн; ФИО4 – доверенность от 26.03.2020, онлайн
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Горнопромышленная Компания» (далее – ООО «СГПК», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) № 738 от 25.02.2020 в редакции решения Управления ФНС России по Кемеровской области № 196 от 07.05.2020 (ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) от 02.09.2020).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2020 заявленные требования удовлетворены частично, решение Инспекции от 25.02.2020 № 738 в части доначисления НДС в размере 1 144 047 руб., пени за период с 26.07.2018 по 01.12.2018, с 21.03.2019 по 25.02.2020, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 57 202,50 руб. (в редакции УФНС по Кемеровской области № 196 от 07.05.2020) признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «СГПК» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 25.02.2020 № 738 о взыскании пени за период с 02.12.2018 по 20.03.2019, принять по делу новый судебный акт в указанной части о признании недействительным решения налогового органа в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что вывод суда первой инстанции о представлении налоговому органу декларации по НДС впервые 21.03.2019 не соответствует материалам дела, поскольку одновременная отправка самой декларации правильного формата и приложений в виде сканов, принимая во внимание буквальное толкование абзаца 1 пункта 10 статьи 165 НК РФ, не является основанием для непринятия самой декларации, как представленной налоговому органу в ненадлежащей форме.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает, что считает решение суда первой инстанции в части не удовлетворенных требований законным и обоснованным, поскольку пакет документов, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт и налоговых вычетов по НДС представлен по истечении 180 – дневного срока. В порядке статьи 262 АПК РФ отзыв приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации № 5 по НДС за 2 квартал 2018 года, представленной ООО «СГПК», налоговый орган пришел к выводу о необоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов при расчете суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), о чем 25.12.2019 составлен акт налоговой проверки № 4833
25.02.2020 решением №738 ООО «СГПК» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 228 810 руб. Доначислен НДС в сумме 1 144 047 руб., начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 294 668,30 руб.
Решением Управления ФНС России по Кемеровской области № 196 от 07.05.2020 апелляционная жалоба общества удовлетворена в части уменьшения штрафных санкций (применены смягчающие ответственность обстоятельства).
Полагая, решение Инспекции № 738 от 25.02.2020 в редакции решения Управления ФНС России по Кемеровской области № 196 от 07.05.2020, незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения Инспекции от 25.02.2020 № 738 о взыскании пени за период с 02.12.2018 по 20.03.2019, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку налоговая база по НДС определена обществом на день отгрузки товаров, налоговым органом в соответствии со статьей 75 НК РФ обоснованно начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная с установленного законом срока уплаты налога за 2 квартал 2018 года (26.07.2018 по 25.02.2020), но поскольку суд пришел к выводу, что представленный пакет документов по истечении 180- дневного срока подтверждает применение нулевой ставки по экспортной операции, пени по налогу на добавленную стоимость по товарам, реализованным на экспорт, должны быть доначислены за период начиная со 181 дня с даты помещения товара под таможенную процедуру экспорта (02.12.2018) до дня подачи полного пакета документов (20.03.2019).
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
В силу статьи 143 НК РФ общество в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
- контракты (копии контрактов) налогоплательщика с иностранными лицами на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- грузовая таможенная декларация (ГТД) (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 3);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (подпункт 4).
Поскольку перечень документов, указанных в статье 165 НК РФ, является обязательным для представления в налоговый орган в целях подтверждения права применения вычета по НДС по ставке 0 %, а также носит исчерпывающий характер, следовательно, нормы статьи 165 НК РФ, должны соблюдаться в строгом соответствии с изложенными в них условиями.
Из совокупного толкования указанных выше норм следует, что при экспорте товаров российские налогоплательщики применяют нулевую ставку по НДС, предусмотренную пунктом 1 статьи 164 НК РФ, с обязательным подтверждением ее обоснованности путем представления совокупности определенных статьей 165 НК РФ документов, одним из которых является таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.
Документы (в том числе реестры и перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов), указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 10 статьи 165 НК РФ).
Положениями абзаца 2 пункта 9 статьи 167 НК РФ установлено, что в случае, если на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт услуг в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), исчислить сумму НДС и уплатить его (статьи 45, 52 НК РФ). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Форма налоговой декларации по НДС, а также формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171).
Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее - Административный регламент).
Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);
2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
Судом установлено, что 25.01.2019 в адрес налогоплательщика направлено в электронном виде по ТКС Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием о необходимости представления налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация общества не принята на основании нарушения пункта 1 Приказа ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ - «Ошибка в последовательности представления сведений - «Ошибка в последовательности представления сведений. Некорректное сочетание форм в комплекте представленных документов ([Код: 0100800000] Ошибка в последовательности предоставлении сведений; [Код: 0100800003] Некорректное сочетание форм в комплекте представленных документов (Присутствуют неуказанные файлы.pdf).
Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика о предоставлении налоговой декларации за 4 кв. 2018 года в установленный срок подлежат отклонению.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание вышеприведенные требования к представлению декларации по НДС, учитывая, что повторно декларация по НДС за 4 квартал 2018 года представлена только 01.03.2019, а документы обосновывающие применение налоговой ставки 0% лишь 21.03.2019 (срок 180 дней истек 01.12.2018), апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что пени по налогу на добавленную стоимость по товарам, реализованным на экспорт, должны быть доначислены за период начиная со 181 дня с даты помещения товара под таможенную процедуру экспорта (02.12.2018) до дня подачи полного пакета документов.
Несогласие апеллянта с выводами суда первой инстанции, с указание на то обстоятельство, что сама декларация подана в надлежащей форме, не является основанием для переоценки правильных выводов суда первой инстанции, поскольку для применения налоговой ставки 0% необходимо представление полного пакета подтверждающих документов по установленной форме.
Иное толкование заявителем жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-11847/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Горно-Промышленная Компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий С.Н. Хайкина
судьи И.И. Бородулина
С.В. Кривошеина