Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-1294/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» на решение от 22.11.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Власова В.В., Мишина И.В., Драпезо В.Я.) по делу № А27-1294/2011 по заявлению открытого акционерного общества «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» (652702, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (город Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН <***>, ОГРН <***>), Коллегии администрации Кемеровской области об оспаривании нормативного правового акта и действий органов государственной власти.
Другие лица, участвующие в деле: прокуратура Кемеровской области.
Суд установил:
Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» (далее - ОАО «Машзавод им. Черных», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:25:0109001 в сумме 1892,61 рублей за кв.м; о признании незаконными определенных действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП «ФКЦ «Земля» ФИО1, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости №2 от 24.11.2008 года в части определения среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:25:0109001 в размере 1892,61 рублей за кв.м; о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года №519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:25:0109001 в размере 1892,61 рублей за кв.м; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федерального бюджетное учреждение «Кадастровая палата» исключить из государственного кадастра недвижимости конкретные недостоверные сведения.
Решением от 22.11.2011 Арбитражного суда Кемеровской области в части требования о признании частично недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» производство по делу было прекращено. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным прекращением производства по делу, заявитель обратился с кассационной жалобой. Считает решение в обозначенной части незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Заявитель указывает на неправильное применение положений статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позволяющей, по его мнению, рассмотреть арбитражному суду соответствующее заявление об оспаривании нормативного акта.
В связи с этим приведены также доводы об относимости спорных правоотношений к регулируемым законодательством о налогах, об оценочной деятельности, о государственном регулировании цен.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Арбитражный суд, исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 29 указанного выше Кодекса, правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 № 9504/07, прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Кассационная инстанция считает, что обозначенный вывод является законным и обоснованным по изложенным ниже основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов в конкретных сферах (в частности, налогообложения, государственного регулирования цен (тарифов), а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
При этом в обозначенных положениях указанной статьи отсутствует отражение земельных правоотношений или сферы, связанной с утверждением результатов кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из обозначенных выше норм права следует, что арбитражным судом рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых, если они, связаны с определенными правоотношениями, либо в случаях, предусмотренных федеральным законом, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законы субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
В первоначальной редакции статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действовавшей на момент вынесения обжалуемого заявителем решения, также отсутствовала ссылка на соответствующий суд. Обозначенная статья в редакции от 30.11.2011 содержит указание на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде.
В целом упомянутые положения Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» связаны только с возможностью оспаривания именно результатов указанной оценки, а не нормативного акта, которым они утверждены.
Таким образом, суд первой инстанции в части соответствующего требования об оспаривании нормативного акта правильно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом уместно обозначена ссылка на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу № 81-Г09-12, связанному с оценкой законности обозначенного постановления № 519 от 27.11.2008, частично оспариваемого ОАО «Машзавод им. Черных» в рамках данного спора.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Кассационная инстанция отклоняет довод заявителя, основанный на определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2011 № ВАС-10034/11 по делу № 12-16233/2010, поскольку соответствующая правовая позиция неприменима в силу статуса указанного судебного акта, а также по причине наличия иных обстоятельств спора и характеристик нормативного акта. По обозначенному делу такой акт имеет прямое отношение к порядку расчета платы за земельные участки.
Учитывая содержание оспариваемого нормативного акта, отсутствуют основания для отнесения его к сфере регулирования государственных цен.
На основании изложенного, в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение указанной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.11.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-1294/2011 в части прекращения производства по заявлению о признании частично недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.В. Тихомиров
Судьи Л.В. Бушмелева
Е.М. Цыганова