ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-13787/2017 от 24.05.2018 АС Западно-Сибирского округа

264/2018-20993(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-13787/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Григорьева Д.В.  судей Ильина В.И. 

 ФИО1 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А.  рассмотрел кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области на решение от 11.10.2017 Арбитражного суда  Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 27.12.2017  Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И.,  Марченко Н.В., Полосин А.Л.) по делу № А27-13787/2017 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Городское тепловое  предприятие» (633340, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)  к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области  (650993, <...>, ИНН <***>,  ОГРН <***>) об оспаривании постановления. 

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии  Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) в заседании 


приняли участие представители Региональной энергетической комиссии  Кемеровской области – Федорова В.С. по доверенности от 03.11.2017,  Иванькова Г.В. по доверенности от 11.04.2018. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Городское тепловое  предприятие» (далее – общество, ООО «Городское тепловое предприятие»)  обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Региональной  электрической комиссии Кемеровской области (далее – РЭК Кемеровской  области, уполномоченный орган) от 12.05.2017 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ). 

Решением от 11.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области,  оставленным без изменения постановлением от 27.12.2017 Восьмого  арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа, РЭК Кемеровской области просит отменить принятые  по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие  выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Податель жалобы считает несоответствующими фактическим  обстоятельствам дела выводы судов о том, что уполномоченным органом  не представлены доказательства надлежащего уведомления общества  о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрении дела  об административном правонарушении. 

Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) не представило. 


Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность  доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях  присутствующих в заседании представителей РЭК Кемеровской области,  суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты  подлежат оставлению без изменения. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе  проведения 06.04.2017 внеплановой документарной проверки выполнения  ранее выданного предписания от 09.02.2017 № 9 уполномоченным органом  установлено, что обществом в установленный в срок до 07.03.2017  не выполнены пункты 1, 2 предписания. 

По факту выявленного нарушения уполномоченным органом  составлены акт проверки от 06.04.2017 и протокол об административном  правонарушении от 27.04.2017, а также вынесено постановление  от 12.05.2017 о привлечении общества к административной ответственности,  предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания  в виде штрафа в размере 100 000 руб. 

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной  инстанции исходили из нарушения уполномоченным органом порядка  составления протокола и рассмотрения дела об административном  правонарушении в отношении общества. 

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной  инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных  обстоятельств дела. 

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях» нарушение административным 


органом при производстве по делу об административном правонарушении  процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием  либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если  указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или  не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной  формой фиксации доказательств по делам об административных  правонарушениях, в связи с чем административным законодательством  подробно регламентирована процедура его составления. 

Требования к составлению протокола о совершении административного  правонарушения установлены в статье 28.2 КоАП РФ, положения которой  предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых  возбуждено дело об административном правонарушении. 

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или  законного представителя юридического лица по поводу вменяемого  правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам  разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе  (часть 3); указанные лица вправе знакомиться с протоколом, представить  объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются  к протоколу (часть 4); копия протокола об административном  правонарушении вручается им под расписку (часть 6). 

Как указано в пункте 24 Постановления № 10 при рассмотрении дел  об оспаривании решений (постановлений) административных органов  о привлечении к административной ответственности судам следует  проверить, были ли приняты административным органом необходимые  и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено  дело об административном правонарушении, либо его законного  представителя о составлении протокола об административном 


правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться  правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. 

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого  ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе  знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять  доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической  помощью защитника, а также иными процессуальными правами  в соответствии с КоАП РФ. 

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном  правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается  с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие  указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются  данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела  и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела  либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 

Законными представителями юридического лица являются его  руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или  учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи  25.4 КоАП РФ). 

При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены  ли участники производства по делу в установленном порядке, причины  их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие  указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи  29.7 КоАП РФ). 

Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии  лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо  возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении  дела об административном правонарушении, административный орган  нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования  о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. 


Из материалов дела следует и судами установлено, что согласно  информации сайта Почты России уведомление о дате, месте и времени  составления протокола по делу об административном правонарушении  было направлено уполномоченным органом в адрес общества 18.04.2017,  прибыло в место вручения 22.04.2017 и получено им 11.05.2017 (отчет   № 65097207677927), определение от 28.04.2017 о назначении рассмотрения  дела об административном правонарушении отправлено обществу  04.05.2017, прибыло в место вручения 05.06.2017 и получено им 06.06.2017  (отчет № 65097209233350). 

В свою очередь уполномоченный орган, обладая сведениями  о невручении обществу указанных документов, 27.04.2017 составил протокол  об административном правонарушении без участия его представителя  и 12.05.2017 рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес  постановление о привлечении к административной ответственности. 

Доказательства извещения общества о дате, месте и времени  составления протокола по делу об административном правонарушении  и рассмотрении дела об административном правонарушении иными  способами, в том числе телеграммой, телефонограммой, в материалы дела  уполномоченным органом не представлены. 

С учетом изложенного арбитражные суды пришли к обоснованному  выводу, что допущенные РЭК Кемеровской области нарушения  процессуальных требований носят существенный характер, в связи с чем  правомерно удовлетворили заявленное обществом требование. 

Доводы уполномоченного органа относительно того, что общество  не вправе ссылаться на не извещение его о времени и месте составления  протокола об административном правонарушении, поскольку обязано  обеспечить своевременное получение корреспонденции по адресу его  регистрации, были предметом рассмотрения и получили надлежащую  правовую оценку судов первой и апелляционной инстанции. 


Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора  не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. 

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей  288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных  актов. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 11.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области  и постановление от 27.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда  по делу № А27-13787/2017 оставить без изменения, кассационную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Д.В. Григорьев

Судьи В.И. Ильин

 ФИО1