ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-14226/2010 от 10.10.2011 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-14226/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Фроловой С.В.,

судей Лаптева Н.В.,

Лукьяненко М.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
 с ограниченной ответственностью «Киселевскжилпром» на решение
 от 14.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья
 Баранова А.Б.) и постановление от 03.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кайгородова М.Ю.,
 Шатохина Е.Г.) по делу № А27-14226/2010 по заявлению общества
 с ограниченной ответственностью «Киселевскжилпром»
 (ОГРН 1024201257992) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
 и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (ОГРН 1027700123208), Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Кемеровской области
 (ОГРН 1024200721830) о признании недостоверными результатов государственной оценки земельных участков.

Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области.

В заседании принял участие представительобщества с ограниченной ответственностью «Киселевскжилпром» - Червяков В.В. по доверенности от 03.10.2011.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Киселевскжилпром»
 (далее – ООО «Киселевскжилпром», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
 по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Кемеровской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении следующих земельных участков:

- категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нефтебазу, общей площадью 9 627 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 10006:0035, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Союзная, 1 , кадастровая стоимость в сумме
 18 736 933,83 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме
 1 947,29 руб. за кв.м.;

- категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для АЗС, общей площадью 1 111 кв.м., кадастровый номер 42:2501 08003:0004, расположенный адресу: Кемеровская область,
 г. Киселевск, ул. Ле ина, р-н спецавтохозяйства, кадастровая стоимость
 в сумме 2 542 112,43 руб., удельный показатель кадастровой стоимости
 в сумме 2 288,13 руб. за кв.м.;

- категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для АЗС, общей площадью 6 200 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 08006:0003, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Шоссейная, 1, кадастровая стоимость в сумме 13 712 230 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 2 211,65 руб. за кв.м.;

- категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для АЗС, общей площадью 2500 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 04008:0001, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск,
 ул. Листопадная, 1, кадастровая

стоимость в сумме 5 319 050 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 2 127,62 руб. за кв.м.;

- категория земель: земли поселений, разрешенное использование для АЗС,

общей площадью 1358,68 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 04013:0044, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, р-н Красного Камня, пр. Западный, вдоль дороги подстанции № 19, кадастровая стоимость в сумме 3 004 924,62 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 2 211,64 руб. за кв.м.;

- категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под АЗС, общей площадью 2 758 кв.м., кадастровый номер 42:25:01 10006:0020, расположенный по адресу: Кемеровская область,
 г. Киселевск, р-н ЦОФ ш. Черкасовская, кадастровая стоимость в сумме
 6 402 697 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в сумме
 2 321,50 руб. за кв.м. (далее – земельные участки), а также о признании незаконными действий Управления Росреестра как правопреемника Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
 по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; обязании Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Кемеровской области исключить
 из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения
 о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.

Определением от 26.11.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2011
 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
 от 03.06.2011 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами судов, ООО «Киселевскжилпром» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Податель жалобы полагает, что суды в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не исследовали доводы заявителя об отсутствии доказательств использования при определении удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, построения статистических моделей, обоснованности выбора факторов стоимости, а также доказательства надлежащего контроля хода работ, проверки отчета. Суд не исследовал вопрос о соответствии отчета ФГУП «ВКЦ «Земля» Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации
 от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), Административному регламенту федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценке земель», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 (далее - Административный регламент), федеральным стандартам оценки.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат вышеназванные земельные участки.

Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области
 от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)»
  и № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).

Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, а действия заинтересованных лиц
 по проверке и утверждению результатов кадастровой оценки земельного участка, определению и внесению его кадастровой стоимости
 в государственный кадастр недвижимости были незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили
 из правомерности действий государственных органов по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков)
 в государственный кадастр недвижимости, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27. 11.2008 № 519 и № 520,
 в связи с чем, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений.

Между тем судами не учтено следующее.

Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке
 и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), является нарушение прав общества как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога.

Однако в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной
 в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Обществом был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка (отчет № 68 об оценке рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих ООО ««Киселевскжилпром», составленный обществом с ограниченной ответственностью
 «ТПП Эксперт – П»), свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков.

Однако суд первой инстанции не дал оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации
 и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.

Нормами статьи 17.1 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости
 в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть вопрос
 о необходимости назначения экспертизы отчета с учетом требований АПК РФ, Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и разрешить спор, исходя из представленных в материалы дела доказательств, доводов сторон.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289
 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 14.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области
  и постановление от 03.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-14226/2010 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.В. Фролова

Судьи Н.В. Лаптев

М.Ф. Лукьяненко