ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-15175/2021 от 31.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-15175/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Шабановой Г.А.

Шохиревой С.Т.

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» помощником судьи Крымовской А.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 10.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 07.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А27-15175/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южно-Кузбасская энергетическая компания» (652990, Кемеровская область - Кузбасс, Таштагольский район, город Таштагол, улица Мира, дом 30А, ОГРН 1074228000153, ИНН 4228010684) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область – Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19, А, ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании незаконным отказа от 28.04.2021 № 02-05/4203.

В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) присутствует представитель общества с ограниченной ответственностью «Южно-Кузбасская энергетическая компания» - Тахмеева А.С. по доверенности от 01.01.2022.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южно-Кузбасская энергетическая компания» (далее – ООО «ЮКЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление, административный орган) о признании незаконным отказа в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Золошлаковый отвал», изложенного в письме от 28.04.2021 №02-05/4203.

Решением от 10.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено, оспариваемый отказ признан незаконным, в качестве способа устранения допущенного нарушения прав общества на управление возложена обязанность рассмотреть Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» (далее – Положение № 467).

Постановлением от 07.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено в части избранного способа устранения нарушения прав и законных интересов общества, на управление возложена обязанность принять решение об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Золошлаковый отвал» ООО «ЮКЭК» регистрационный номер ОРО 42-00301-3-00870-311214 за 2020 год, в остальной части решение от 10.11.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что результаты наблюдения за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей поверхностных и подземных вод являются обязательной частью отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; проведение мониторинга за состоянием почв один раз в три года не освобождает общество от обязанности представлять соответствующие сведения ежегодно (с учетом результатов последнего контроля); судом апелляционной инстанции допущено вмешательство в деятельность управления при выборе способа устранения допущенного нарушения.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество эксплуатирует объект размещения отходов «Золошлаковый отвал», зарегистрированный в Государственном реестре объектов размещения отходов под номером 42-00301-3-00870-311214 (далее – объект размещения отходов).

ООО «ЮКЭК» в адрес управления предоставлен Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год.

По результатам рассмотрения указанного отчета управление пришло к выводу о не подтверждении обществом исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ввиду отсутствия в отчете результатов наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей подземных, поверхностных вод и почв, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, о чем сообщило обществу письмом от 28.04.2021 № 02-05/4203.

Не согласившись с решением, изложенном в указанном письме, ООО «ЮКЭК» обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование суды пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, при этом судом апелляционной инстанции сделан вывод о возможности в качестве восстановительной меры обязать управление принять решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», далее – Закон № 89-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как следует из пунктов 6, 7 статьи 23 Закона № 89-ФЗ, при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (пункт 6 Положения № 467).

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее – Порядок № 1030), разделом IV которого, в числе иного, определены требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.

До 01.01.2021 действовал аналогичный Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 (далее – Порядок № 66).

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 66 программа мониторинга включает, в том числе раздел «обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду».

В данном разделе приводятся данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.

На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 16 Порядка № 66).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природная среда это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Таким образом, поверхностные и подземные воды являются компонентами природной среды, вывод о проведении наблюдений за которыми делается на основании сравнительной оценки их фоновых состоянии и загрязнении и данных, характеризующих потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов.

Согласно пункту 25 Порядка № 66 в разделе отчета о результатах мониторинга «Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей атмосферного воздуха; поверхностных вод; подземных вод; почв (в год проведения работ по оценке состояния почв); растительного и животного мира (при необходимости).

Аналогичные требования к отчету предусмотрены пунктом 23 Порядка № 1030.

В соответствии с пунктом 11 Положения № 467 основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются: отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды; несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что программа мониторинга объекта размещения отходов разработана обществом в 2019 году и направлена в управление в 2020 году; в данной программе указаны подлежащие наблюдению компоненты природной среды и периодичность осуществления наблюдений (в отношении атмосферного воздуха - 1 раз в год (лето-июль); в отношении почв - 1 раз в 3 года; в отношении подземных и поверхностных вод – наблюдения не осуществляются, поскольку с объекта размещения отходов отсутствуют фильтрация в подземные воды и поверхностный сток в водные объекты); результаты наблюдения за состоянием почв были направлены в управление в составе отчета за 2019 год.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что управлением не представлены доказательства несоответствия программы мониторинга, разработанной обществом, требованиям действующего законодательства в части необходимости наблюдения за подземными и поверхностными водами, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у административного органа оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 2556-О).

Принимая во внимание, что иных оснований для принятия оспариваемого решения (помимо непредставления в составе отчета результатов наблюдения за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей поверхностных вод, подземных вод и почв) управлением приведено не было, суды обоснованно возложили на управление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем обязания принять решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 07.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15175/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Г.А. Шабанова

С.Т. Шохирева