ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-15197/2021 от 20.07.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-15197/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Буровой А.А.

Малышевой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу непубличного акционерного общества «Томский машиностроительный завод» на решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Тышкевич О.П.) и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А27-15197/2021 по заявлению непубличного акционерного общества «Томский машиностроительный завод» (ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1044246005792, ИНН 4246001001) о признании недействительным решения.

В заседании приняла участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области – Кузбассу Кравченко Е.С.
по доверенности от 12.01.2022.

Суд установил:

непубличное акционерное общество «Томский машиностроительный завод» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Инспекция) о признании недействительным решения об отказе
в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
от 23.03.2021 № 1094.

Определением от 23.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ) произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Инспекция) на правопреемника,
- Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области - Кузбассу (далее – Инспекция № 9), в связи с чем ходатайство Инспекции № 9
о процессуальном правопреемстве, поданное в суд округа, подлежит оставлению
без рассмотрения.

Решением от 23.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новое решение.

Инспекция № 9 возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное
не предусмотрено АПК РФ.

Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленного заявителем 12.11.2020 уточненного расчета по страховым взносам за 1 квартал 2020 года (корректировка № 2) Инспекцией составлен акт и принято решение от 23.03.2021 № 1094 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением Обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством в общем размере 671 848,23 руб., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов - 70 834,08 руб.

Решением от 18.06.2021 № 342 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение Инспекции оставлено без изменения.

Полагая, что решение налогового органа является незаконным и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 419, 420, 425, 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статей 12, 34 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 473-ФЗ), отказали
в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришли к выводу о том,
что Обществом неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов
в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ в 1 квартале 2020 года, в связи с чем Инспекцией обоснованно оспариваемым решением доначислены страховые взносы (пени).

Суд кассационной инстанции, в порядке статей 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права,
не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов.

Так, в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1
статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в соответствии с Законом № 473-ФЗ.

В силу части 3 статьи 34 Закона № 473-ФЗ резидентами ТОСЭР, указанными
в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения
об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи,
и отвечающие одновременно следующим требованиям:

1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;

2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;

3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона № 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, вывод судов о том, что воля законодателя о поддержке резидентов ТОСЭР связана именно с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности
в соответствии с Законом № 473-ФЗ исключительно на конкретной территории, является верным.

Как установлено судами, основанием принятия Инспекцией оспариваемого решения явились следующие обстоятельства.

Между Обществом и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено Соглашение от 04.04.2019 № 209-17 «Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Юрга». 17.04.2019 Общество внесено в реестр резидентов ТОСЭР (регистрационный номер 452019035837).

21.05.2020 Обществом как плательщиком страховых взносов представлен первичный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года, 28.09.2020 - первый уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года и 12.11.2020 - второй уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 на суммы к уплате: 1 397 239,13 руб. (обязательное пенсионное страхование), 285 158,20 руб. (обязательное медицинское страхование), 127 944,18 руб. (обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству), 4 482,65 руб. (дополнительный тариф
за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда).

Инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что заявитель при исчислении страховых взносов неправомерно применил пониженный тариф для уплаты страховых взносов, поскольку его основная деятельность в проверяемом периоде осуществлялась
за пределами ТОСЭР «Юрга».

Инспекцией, в частности, установлено:

а) 18.04.2019 Обществом зарегистрировано обособленное подразделение по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, 1/2; дата снятия с учета обособленного подразделения 22.06.2020.

- 29.03.2019 Обществом в Инспекции Федеральной налоговой службы
по Темрюкскому району Краснодарского края зарегистрирована контрольно-кассовая техника АТОЛ 55Ф (заводской № 00106200662276), адрес установки: Темрюкский р-н,
п. Кучугуры, ул. Степная, 1/2, место установки - магазин «Стройцентр»; дата снятия
с учета контрольно-кассовой техники 05.07.2019;

- согласно информации, представленной в ответ на запрос Инспекции от 02.06.2020 оператором фискальных данных вышеуказанной контрольно-кассовой техники, в период
с 29.03.2019 по 30.06.2019 получен доход в размере 9 450 531 руб.;

б) 01.04.2019 заявителем также открыто обособленное подразделение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира, 46; дата снятия с учета данного обособленного подразделения 22.06.2020.

Из пояснений Общества налоговому органу следует, что им был утвержден бизнес-план инвестиционного проекта «Организация производства экскаваторов класса Амфибия», рассчитанный на реализацию в течение 4 лет и 4 месяцев, начиная с 1 квартала 2019 года, который вместе с иными документами был представлен Коллегии Администрации Кемеровской области для рассмотрения в целях заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Юрга». В 1 квартале 2020 года Обществом осуществлялось два вида деятельности: оказание услуг по очистке нефтезагрязненных территорий Самотлорского нефтяного месторождения, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также производство экскаваторов типа Амфибия.

При этом в рамках настоящего дела суды согласились с доводами заявителя о том, что обособленное подразделение в п. Кучугуры в проверяемый период (1 квартал
2020 года) не осуществляло деятельность; фактическое осуществление заявителем деятельности через указанное подразделение в 1 квартале 2020 года налоговым органом не доказано.

Вместе с тем судами установлено и подтверждено самим заявителем, что Общество осуществляло помимо деятельности в рамках инвестиционного проекта (ТОСЭР –
г. Юрга Кемеровской области) иную деятельность вахтовым методом на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, то есть за пределами г. Юрга.

Учитывая установленные обстоятельства, не опровергнутые Обществом, в том числе в кассационной жалобе, суд округа поддерживает вывод судов о том,
что в рассматриваемом случае заявителем была нарушена часть 3 статьи 12, часть 3
статьи 34 Закона № 473-Ф3 в целях применения подпункта 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ, поскольку в проверяемом периоде им велась хозяйственная деятельность в обособленном подразделении за пределами ТОСЭР «Юрга».

В силу статьи 13 АПК РФ суды обоснованно отклонили ссылки Общества
на разъяснения Минфина России, в том числе письмо от 27.01.2020 № 03-15-07/4833.

Применение Обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам в нарушение ограничений, установленных частью 3 статьи 12,
частью 3 статьи 34 Закона № 473-Ф3, противоречит одному из основных принципов, установленных нормами НК РФ, - принципу равенства налогообложения и обложения страховыми взносами, а также целевой направленности льготирования.

В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 473-ФЗ резидентами ТОСЭР признаются лица, которые не только заключили соглашение об осуществлении деятельности на такой территории и включены в соответствующий реестр резидентов,
но и осуществляют деятельность исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи (пункт 2 части 3 статьи 34
Закона № 473). Данная норма не содержит каких-либо оговорок в отношении того, что эта деятельность должна быть связана только с реализацией соглашений ТОСЭР. Следовательно, как деятельность, предусмотренная соглашением ТОСЭР, так и иные виды деятельности резидентов должны осуществляться на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

В рассматриваемом случае предложенное Обществом толкование норм НК РФ, регулирующих вопросы применения пониженных тарифов страховых взносов, ставит
в неравное положение резидентов ТОСЭР, в период действия соглашений зарегистрировавших обособленные подразделения за ее пределами, и резидентов ТОСЭР, соблюдающих требования и ограничения, установленные положениями статей 12, 34 Закона № 473-ФЗ, и осуществляющих свою деятельность исключительно на названной территории.

Ссылка Общества на судебную практику отклоняется в силу статьи 67 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возвращению Обществу из федерального бюджета в сумме 1 500 руб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15197/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить непубличному акционерному обществу «Томский машиностроительный завод» из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 1 500 руб. согласно платежному поручению
от 11.05.2022 № 539.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи А.А. Бурова

И.А. Малышева