ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-15911/2021 от 21.01.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А27-15911/2021

21 января 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (№ 07АП-11007/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.10.2021 по делу № А27-15911/2021 (судья Н.Н. Гатауллина.), рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), Кемеровская областьКузбасс, город Кемерово (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью «Ленинск-Кузнецкая транспортная компания», город Кемерово (ОГРН 1124205013415, ИНН 4205248345) о взыскании штрафа в размере 2000 рублей (с учетом уточнения),

без участия сторон,

У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) (далее – заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ленинск-Кузнецкая транспортная компания» (далее - ООО «ЛТК», страхователь, общество) 2000 руб. штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 год, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (требование изложено с учетом принятых уточнений).

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 20.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Ленинск-Кузнецкая транспортная компания», является страхователем по обязательному пенсионному страхованию 08.01.2021 страхователем ООО «ЛТК» по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2020 года на 44 (сорок четыре) застрахованных лица.

23.03.2021 страхователем ООО «ЛТК» в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год на 2 (два) застрахованных лица.

Таким образом, ООО «ЛТК» нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 2 (двух) застрахованных лиц за отчетный период -2020 года.

30.03.2021 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18210004978. Рассмотрение акта назначено на 21.05.2021. 02.04.2021 акт направлен в адрес страхователя ООО «ЛТК» заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.

21.05.2021 заместителем начальника Управления вынесено решение №052S19210007647 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 25.05.2021.

Требование от 18.06.2021 №052S01210008907 должнику было направлено заказным письмом 21.06.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.

08.01.2021 страхователем ООО «ЛТК» по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-М за декабрь 2020 года на 30 (тридцать) застрахованных лиц.

23.03.2021 страхователем ООО «ЛТК» в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2020 года на 2 (два) застрахованных лица.

Таким образом, ООО «ЛТК» нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 2 (двух) застрахованных лиц за отчетный период декабрь - 2020 года.

30.03.2021 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18210004977. Рассмотрение акта назначено на 21.05.2021. 02.04.2021 акт направлен в адрес страхователя ООО «ЛТК» заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.

21.05.2021 заместителем начальника Управления вынесено решение №052S19210007645 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 25.05.2021.

Требование от 18.06.2021 №052S01210008904 должнику было направлено заказным письмом 21.06.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.

03.03.2021 страхователем ООО «ЛТК» по телекоммуникационным каналам связи в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-М за февраль 2021 года на 35 (тридцать пять) застрахованных лиц.

31.03.2021 страхователем ООО «ЛТК» в адрес УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2021 года на 3 (три) застрахованных лица.

Таким образом, ООО «ЛТК» нарушен установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 3 (трех) застрахованных лиц за отчетный период февраль - 2021 года.

05.04.2021 специалистом Управления ПФР составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №052S18210005355. Рассмотрение акта назначено на 13.05.2021. 09.04.2021 акт направлен в адрес страхователя ООО «ЛТК» заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.

13.05.2021 заместителем начальника Управления вынесено решение №052S19210006926 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Указанным решением страхователю было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 17.05.2021.

Требование от 09.06.2021 №052S01210008089 должнику было направлено заказным письмом 11.06.2021, однако денежные средства должником в добровольном порядке не были перечислены.

17.09.2021 от пенсионного фонда поступило заявление об уточнении суммы требования в связи с частичным погашением страхователем сумма штрафа.

Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных выше требований послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исходил из недоказанности правомерности применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона № 167-ФЗ заявитель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика, в том числе документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление № 83п).

Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В абзаце 3 пункта 39 Инструкции № 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Из материалов дела следует, что ошибка в форме СЗВ-М за декабрь 2020 г., СЗВ-СТАЖ за 2020 г., февраль 2021 г. была выявлена страхователем самостоятельно, исправлена своевременно.

Таким образом, страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных сведениях по персонифицированному учету, чем реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, поэтому основания применить к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.

Доказательства того, что скорректированные обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М" тип "дополняющая" являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (декабрь 2020 г., СЗВ-СТАЖ за 2020 г., февраль 2021 г.), откорректировав их путем представления в адрес пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей" формы) за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, поскольку представил форму СЗВ-М тип "дополняющая" по истечении отчетного периода для представления сведений на то застрахованное лицо, в отношении которого сведения ранее не представлялись, подлежат отклонению, поскольку как ранее изложено обществом реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период.

Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Ошибки выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.

Данное обстоятельство по существу не оспорено и документально не опровергнуто.

В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 № 306-КГ18-16433.

Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что за спорные отчетные периоды в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно.

Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.10.2021 по делу № А27-15911/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Т.В. Павлюк