СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А27-17070/2021
13 декабря 2021 года
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Подцепилова М.Ю., рассмотрев
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (№ 07АП-11353/2021) на решение от 03.11.2021 (резолютивная часть от 21.10.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-17070/2021 (судья Перевалова О.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 244 994,74 руб. долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 18.05.2020 по 12.11.2020
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «АльянсИнвест-НК», город Новокузнецк, ОГРН: <***>, ИНН: <***>,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (далее – ООО «ЭкоТек») обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - предприниматель) о взыскании 244 994 рублей 74 копейки долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 18.05.2020 по 12.11.2020.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «АльянсИнвест-НК» (далее – ООО «АльянсИнвест-НК»).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 АПК РФ рассмотрено в порядке упрощенного производства.
ИП ФИО1 не согласился с принятым по делу решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование к отмене судебного акта заявитель жалобы указывает на то, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; договор на оказание услуг по обращению с ТКО с предпринимателем не заключался и расчет оплаты произведен по незаключенному договору; сведения об осуществлении ответчиком хозяйственной деятельности в заявленный истцом период в материалах дела отсутствуют.
В порядке статьи 262 АПК РФ, ООО «АльянсИнвест-НК» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить, поскольку в связи с обострением ситуации с коронавирусной инфекцией, Распоряжением губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг «О введении режима
«Повышенная готовность» на территории Кемеровской области и мерах по противодействию коронавирусной инфекции и по рекомендации местных органов власти, было принято решение отложить открытие торгового центра по адресу: г. Новокузнецк, Куйбышевский район, пр. Курако, 21б до ноября 2020 года.
Третье лицо полагает, что истцом не предоставлено доказательств образования ТКО вследствие осуществления уборки помещения, уборки мусора на близлежащей территории, факт того, что в помещении велась деятельность, в результате которой образовывались ТКО, в связи с чем, у арендатора возникла обязанность по оплате услуг регионального оператора с 18.05.2020, а не с 13.11.2020.
ООО «ЭкоТек» в своем отзыве просит оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку пунктами 2.2 и 4.3 договора, ИП ФИО1 несет бремя содержания нежилого помещения; действующим законодательством предусмотрено подтверждение факта оказания услуг определенными средствами доказывания - маршрутный журнал мусоровоза.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, отраженных в пункте 47 и пункте 49 постановления от 18.04.2017 № 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ООО «ЭкоТек» в порядке открытого конкурсного отбора в октябре 2017 года наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории «Юг» Кемеровской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 с 01.07.2018.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области от 27.10.2017, заключенного Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО «ЭкоТек», региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017-2026 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 № 419, нормативными актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением. по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, и находятся места их накопления.
Частью 8 статьи 23 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641».
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО «ЭкоТек» (http://kuzro.ru) в разделе «Потребителям» - «Предложение о заключении договора»: «Общество с ограниченной ответственностью «Экологические Технологии» (ООО «ЭкоТек»), в соответствии с Соглашением от 27.10.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по результатам конкурсного отбора, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности - «Юг» Кемеровской области.
Далее, размещен также текст типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложение заключить договор содержится также в разделе «Потребителям организациям» - «Заключить договор».
В случае не заключения или отказа в заключении договора на оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Как установлено судом первой инстанции, согласно договору аренды № 1-П от 18.05.2020 ООО «АльянсИнвест-НК» (арендодатель) было передано ИП ФИО1 (арендатор) во временное владение и пользование нежилое здание общей площадью 2 962,4 кв.м., расположенное по адресу Кемеровская область-Кузбасс, <...>.
Исходя из смысла пункта 2.2 и пункта 4.3 договора, ИП ФИО1 несет бремя содержания нежилого помещения.
В связи с тем, что истец оказывал услуги ответчику в соответствии с типовым договором, у ответчика образовалась задолженность за период с 18.05.2020 по 12.11.2020 за оказание услуг по обращению с ТКО в размере 244 994,74 руб.
Истцом к исковому заявлению приложена претензия от 12.05.2021 к ответчику
с требованием погасить задолженность в течение 10 дней с момента получения настоящей претензии.
Поскольку задолженность ответчиком не погашена, истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 8(17) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» (далее - Правила) в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, следует иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).
При этом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 Правил. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
С учетом изложенного, плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно статьям 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Согласно подпункту «в» пункта 8(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном данным разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) раздела 1(1) Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
На основании пунктов 8(8), 8(10) Правил заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
В силу пункта 8(12) Правил в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
Таким образом, по общему правилу, презюмируется, что у собственника помещения должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором и региональным оператором.
Указание истца и суда первой инстанции о том, что пунктами 2.2 и 4.3 договора аренды, ИП ФИО1 несет бремя содержания нежилого помещения, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку в силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за содержание общего имущества перед осуществляющим услуги по такому содержанию третьим лицом.
Предусмотренная пунктами 2.2 и 4.3 договора аренды обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в нем действий.
Оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению названных расходов, не имеется (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 № 13112/12).
В рассматриваемом случае, пунктом 2.2 договора, в том числе, предусмотрен порядок передачи арендуемого имущества в случае прекращения действия договора, а именно: арендатор обязан передать арендодателю все действующие к моменту передачи объекта договоры субаренды, с указанием дислокации размещения субарендаторов, а также, передать заверенные копии договоров и иных документов (технические условия, разрешение на подключение и т.п.) в отношении всех видов коммунальных ресурсов (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение), которыми обеспечено здание на момент его передачи арендодателю.
В соответствии с пунктом 4.3 договора при нарушении сроков платежей, все денежные средства, поступившие от арендатора на счет арендодателя, засчитываются на погашение любой дебиторской задолженности, имеющейся у арендатора перед арендодателем, по усмотрению последнего.
Исходя из буквального толкования условий договора аренды, в нем не предусматривается обязанности арендатора заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «ЭкоТек».
Как указывалось ранее, по общим правилам пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу статьи 210 и части 2 статьи 616 ГК РФ собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ), установлена в отношениях с арендодателем, а не с региональным оператором, который не является стороной договора аренды.
Как разъяснено в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО «ЭкоТек» договор, который бы предусматривал обязательство предпринимателя по оплате услуг по сбору и вывозу ТКО, в адрес последнего не направлялся и заключался.
Таким образом, в отсутствие договора между арендатором нежилых помещений и региональным оператором обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике нежилого помещения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований судом апелляционной инстанции признается необоснованным.
Учитывая, что заявитель жалобы ИП ФИО1 является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Обжалуемое решение подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, подлежащих установлению по делу, неправильным применением норм материального и процессуального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в связи с отказом в удовлетворении иска на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2021 (резолютивная часть от 21.10.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-17070/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) 3 000 рублей в возмещение затрат по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья М.Ю. Подцепилова